Во вторник, 9 июня, в формате видеоконференции прошли переговоры министров энергетики Белоруссии и России Виктора Каранкевича и Александра Новака. Судя по сообщениям агентств, они закончились ничем. Пресс-служба Минэнерго России не сообщила ни о каких конкретных результатах беседы, в Минске подчеркнули, что позиция белорусской стороны не изменилась.
Белоруссия настаивает на снижении цен «Газпрома». Белорусы считают уровень этих цен несправедливым. В мае российский газ резко подешевел для Европы, на спотовом рынке цены упали до 40—45 долл. (на британской площадке NBP и нидерландской TTF соответственно). Эксперты Центра энергетики Сколково отмечали, что на электронных аукционах «Газпрома» в первые 20 дней мая газ уходил оптом по 80 долл. за тыс. куб. м. Для Белоруссии же контрактом предусмотрена цена в 127 долл. «Белорусская сторона в очередной раз отметила необходимость пересмотра цен на газ для Беларуси с определением ее корректного и справедливого уровня», — заявили в Минэнерго республики.
Однако в конце мая в «Газпроме» заявили, что готовы начать переговоры с Белоруссией по условиям поставок в 2021 г. после погашения ею долга за газ в размере 165,57 млн долл. Белорусское Минэнерго ответило, что у него нет задолженности за импортируемый российский природный газ с учетом калорийности сырья.
Тем временем ожидается дальнейшее падение спроса на газ в мире. В обзоре Международного энергетического агентства (МЭА) говорится, что мировой спрос на газ в 2020 г. может снизиться на 4%, или на 150 млрд куб. м, что станет самым большим падением показателя за всю историю газового рынка. Ожидается, что спрос на газ будет постепенно восстанавливаться в 2021 г. До 2025 г. прогнозируется рост спроса на газ в среднем на 1,5% в год. Россия, по версии МЭА, станет вторым по величине источником роста предложения на рынке в течение 2019—2025 гг. Первое место будут занимать США. На РФ будет приходиться чуть более одной пятой мирового роста добычи газа в обозначенный период.
Получается, что примерно на пятилетку усиливаются позиции белорусской стороны на переговорах с российскими поставщиками.