Лаборатория «СберДанные» и дивизион «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка продолжают фиксировать восстановление потребительского спроса. Однако они видят неопределенность относительно сроков полного восстановления, особенно в секторе услуг.
С 1 по 7 июня расходы потребителей на товары и услуги увеличились на 9,8% по сравнению с предшествующей неделей. Падение относительно сопоставимого периода 2019 г. сократилось до 10,8%. Таким образом, констатируют авторы анализа, восстановление потребительского спроса продолжается. Данные оператора онлайн-касс «Эвотор», входящего в Группу Сбербанка, указывают на рост количества активных кассовых терминалов с 64,3 до 69,7%. Индекс потребительской активности на новом аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период вырос с 63,6 до 68,1 п.
После последнего раунда смягчения ограничений объем непродовольственного товарооборота практически восстановился до уровней 2019 г. Изменение по итогам недели составляет лишь –1,3% год к году. Совокупный объем расходов на товары (с учетом продовольствия) растет в годовом выражении уже на 3,2%. Продолжается восстановление и сектора услуг, хотя, замечают аналитики Сбербанка, здесь прогресс существенно медленнее. Падение все еще составляет 37,6% относительно 2019 г.
После возобновления работы непродовольственных магазинов наблюдается резкий рост спроса в соответствующих категориях. Всплеск покупок отмечается в сегменте «Одежда, обувь и аксессуары». Объемы продаж по сравнению с предшествующей неделей выросли в полтора раза, а в Москве и области — почти в два раза. Падение относительно 2019 г. сократилось до –21% против –64% неделей ранее. Аналогичную динамику эксперты Сбербанка зафиксировали в категориях «Товары для строительства и ремонта», «Мебель и предметы интерьера» и «Автодилеры», причем, отмечают они, все три категории по оборотам вернулись к значениям соответствующей недели 2019 г.
На фоне устойчиво позитивной еженедельной динамики аналитики Сбербанка обращают внимание на сохраняющееся падение общего уровня расходов относительно 2019 г. По их расчетам, три четверти первоначального падения были связаны с изменением поведения россиян и разрывом логистических цепочек, а не собственно ограничениями. Это создает неопределенность относительно сроков полного восстановления, особенно в секторе услуг, заключают авторы анализа.