Россия по итогам 2019 г. заняла пятое место среди стран — производителей свинины, практически разделив четвертое место с Бразилией. По данным Национального союза свиноводов, в I квартале 2020 г. позитивный тренд прошлого года сохранился. Прирост в свиноводстве с начала года составил не менее 7%, а промышленное производство увеличилось более чем на 10%.
Проблемы и перспективы рынка эксперты обсудили на отраслевой агросессии по развитию свиноводства, которую провел Россельхозбанк. В ходе мероприятия его участники констатировали, что кризис влияет на агропром.
Параметры многих стартовавших в отрасли проектов будут вынужденно пересмотрены, поскольку меняется картина отраслевых рисков и стратегическое видение рынка. Прежде всего, с точки зрения издержек бизнеса на производство сельхозпродукции, объемов продаж и ценовой политики, рентабельности предприятий.
Впрочем, помимо издержек появляются и новые возможности. «В случае с АПК это поиск новых рынков сбыта, в том числе и за рубежом, развитие цифровых агротехнологий, включая онлайн-площадки для продажи продовольствия, увеличение глубины переработки сельхозсырья. В целом повышение эффективности экономических и управленческих моделей на агропредприятиях», — заявил председатель правления АО «Россельхозбанк» Борис Листов.
На агросессии прозвучал тезис о высокой стадии развития свиноводческой отрасли в стране. Россия по итогам 2019 г. вошла в первую пятерку стран — производителей свинины. По данным Росстата, РФ с результатом в 3936 тыс. т практически разделила четвертое место с Бразилией.
Все участники встречи сошлись во мнении, что, несмотря на успехи, на данный момент состояние рынка свинины выглядит непростым. Так, существует риск перенасыщения отечественного рынка свинины. «С того момента, как в 2018 г. Россия вышла на самообеспеченность по рынку свинины, рынок изменился. Сегодня мы видим необходимость приступать к мораторию на новые проекты в части товарного производства в отдельных регионах», — подчеркнул генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.
Эксперты Россельхозбанка назвали две основные точки роста инвестиционного кредитования отрасли. Первая — завершение вертикальной интеграции производителей, прежде всего строительство селекционно-генетических центров и производство мясных продуктов.
Вторая — запуск новых мощностей в регионах Сибири и Дальнего Востока для удовлетворения спроса на охлажденное мясо. По оценке Центра отраслевой экспертизы РСХБ, потенциал запуска новых инвестиционных проектов в свиноводстве сохраняется в регионах Сибири и Дальнего Востока и составляет 250 тыс. т.
Отдельной темой обсуждения стал вопрос экспорта. В 2019 г. поставки российской свинины за рубеж выросли на 27% к показателям 2018 г. и составили 108 тыс. т. В долгосрочной перспективе экспорт может превысить 400—500 тыс. т. В прошлом году продукция свиноводства России была допущена на рынок Вьетнама, однако крупнейший мировой рынок, Китай, закрыт.
Выход на рынок КНР может кардинальным образом изменить ситуацию в отрасли в лучшую сторону. Из-за дефицита свинины Китай кратно увеличит импорт продукции свиноводства до 4,5 млн т в 2020 г. и до 3—3,5 млн т в 2021—2025 гг.
При этом Россия — единственная страна, не имеющая доступ на китайский рынок, составляющий почти половину всего мирового экспорта. Уже имея опыт работы с Гонконгом и Вьетнамом, российские свиноводы могли бы рассчитывать на увеличение поставок свинины в Китай до 300—350 тыс. т стоимостью до 1 млрд долл. в текущих ценах.
Кроме того, значимую роль играет фактор снижения цен из-за увеличения объема производства свинины на фоне снижения спроса в период самоизоляции. Однако, по мнению экспертов, спрос неизбежно будет восстанавливаться, а строить ценовые прогнозы, опираясь на текущий уровень цен, пока рано.
«При текущих тенденциях важно работать над повышением производственной эффективности, снижением затрат и себестоимости. Мясопереработка, в том числе переработка побочных продуктов, — это путь к увеличению эффективности производства», — говорит председатель совета директоров ГК АГРОЭКО Владимир Маслов. По его словам, не многие предприятия могут обеспечить такую глубину и качество переработки.
Что касается каналов сбыта, рынок свинины в меньшей степени пострадал от пандемии, потому что HoReCa не является главным каналом. «Хорошие перспективы роста имеют магазины у дома или мясные лавки, поэтому мы планируем эти каналы развивать. И, конечно, все мы рассчитываем на открытие экспорта в Китай», — отметил В. Маслов.
В ГК «Агропромкомплектация» делают ставку на вертикальную интеграцию и создание замкнутого холдинга. «Мы опробовали работу в рознице: у нас около 110 собственных торговых точек. Планируем и дальше двигаться в направлении небольших розничных торговых лавок и рассчитываем иметь до тысячи своих торговых точек по ЦФО», — отметил в своем докладе генеральный директор компании Сергей Новиков.
По данным Национального союза свиноводов, в I квартале 2020 г. отрасль показала значительный рост, продолжив позитивный тренд 2019 г. По прогнозу НСС, прирост в свиноводстве с начала года составил не менее 7%, а промышленное производство увеличилось более чем на 10%.
Кроме того, участники рынка наращивают поставки и на рынки третьих стран, что позволяет производителям получать дополнительный доход. По итогам прошлого года свиноводы экспортировали 108 тыс. т, компании отрасли планируют увеличивать поставки, продолжая обеспечивать внутренний рынок качественной продукцией.