Банкротство физических лиц часто порождает проблемы, находящиеся на стыке банкротного и семейного законодательства. Семейный кодекс устанавливает в качестве основного режим общей совместной собственности супругов. А при банкротстве физического лица реализации подлежит все его имущество, в том числе находящееся в общей собственности с другими лицами. Как супруг должника по общему правилу может получить свою долю в совместно нажитом имуществе? Можно ли изменить установленный законом порядок с помощью раздела общего имущества или брачного договора? Об этом — в материале.
При использовании введенных в действие с 2015 г. правил о банкротстве гражданина — физического лица юристы сталкиваются на практике с рядом трудностей.
Одна из таких трудностей — проблема разделения совместно нажитого имущества гражданина-банкрота и его супруга (все нижеизложенное касается и бывшего супруга) с учетом того, что российским законодательством о банкротстве не предусмотрена и не урегулирована возможность либо необходимость совместного банкротства обоих супругов в рамках одного дела.
Данный вопрос актуален, потому что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью и не подлежит по общему правилу делению до момента развода либо установления иного режима собственности супругов брачным договором (ст. 34 СК РФ). Имущество супругов, нажитое в браке, является общим независимо от того, на имя кого конкретно из супругов оно приобретено, зарегистрировано или учтено.
Такой подход семейного законодательства не совсем согласуется с нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), потому как целью банкротства (в рассматриваемом случае — при введении в отношении гражданина процедуры реализации имущества) является продажа имущества физического лица — банкрота и распределение полученных средств пропорционально среди кредиторов.
Супруг банкрота не является его кредитором, однако на часть его имущества претендует — как на часть совместно нажитого. Как же на практике разделить имущество супругов, один из которых является банкротом, чтобы не ущемить права ни одного из супругов, а также кредиторов того супруга, который является банкротом?
Общий порядок реализации общего имущества супругов
По общему правилу в деле о банкротстве гражданина-должника подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и его супругу на праве общей собственности (п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве).
Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом, подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина в следующем порядке:
-
сначала общее имущество оценивается управляющим,
-
после этого составляется положение о порядке продажи общего имущества,
-
затем такое положение утверждается судом,
-
далее имущество реализуется на торгах.
В конкурсную массу включается часть средств от реализации имущества, соответствующая доле гражданина-должника, а оставшаяся часть выплачивается супругу. Если у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу часть выручки выплачивается ему после выплаты за счет денег супруга по этим общим обязательствам.
Если супруги не заключали внесудебное соглашение о разделе общего имущества, брачный договор и если судом не производился раздел общего имущества супругов, при определении долей супругов в этом имуществе следует исходить из презумпции равенства их долей в общем имуществе (п. 1 ст. 39 СК РФ). Соответственно, при отсутствии общих обязательств супругу гражданина-должника перечисляется половина средств, вырученных от реализации их общего имущества до погашения текущих обязательств (п. 8 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», далее — Постановление Пленума ВС РФ № 48).
Цитируем документ
Из системного толкования положений ст. 213.26 Закона о банкротстве и п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 48 следует, что включение в конкурсную массу должника общего имущества супругов и дальнейшая его реализация возможны только при наличии ясного и однозначного волеизъявления супруга должника, надлежащим образом извещенного о всех процессуальных действиях как суда, так и финансового управляющего, решающих вопросы, связанные с реализацией общего имущества.
Постановление АС Московского округа от 01.10.2019 № Ф05-15737/17 по делу № А40-38330/2016
Таким образом, в случае банкротства одного из супругов их общее совместно нажитое имущество находится под угрозой — его реализуют, и супруг банкрота получит не имущество в натуре, а только половину (по общему правилу) денежных средств от реализации общего имущества.
Принять к сведению
Супруг банкрота не сможет получить никакое имущество в натуре — сначала финансовый управляющий реализует все совместно нажитое имущество, а потом перечислит второму супругу причитающуюся часть вырученных денежных средств за вычетом выплат по общим обязательствам.
Супруг должника как лицо, заинтересованное в добросовестном исполнении финансовым управляющим своих обязанностей по реализации имущества банкрота, вправе участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества, заявлять свои возражения касательно реализации имущества должника (постановление АС Волго-Вятского округа от 21.06.2017 по делу № А11-11114/2015). Супруг банкрота имеет право участвовать во всех вопросах и спорах, связанных с реализацией их общего с банкротом имущества, следить за добросовестностью финансового управляющего, при этом имея возможность обратиться в суд в случае, если разумность и добросовестность действий управляющего будет вызывать сомнения.
Раздел общего имущества супругов до возбуждения дела о банкротстве
Необходимо учитывать, что добанкротное разделение имущества супругов судебным решением может быть подвергнуто судебному анализу в рамках дела о банкротстве. Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ № 48 судебный акт о разделе имущества супругов может быть оспорен финансовым управляющим либо кредиторами должника при условии, что этим судебным актом нарушены их права и законные интересы.
Если во внесудебном порядке осуществлен раздел имущества, определены доли супругов в общем имуществе, кредиторы, обязательства перед которыми возникли до такого раздела имущества, определения долей и переоформления прав на имущество в публичном реестре (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ), изменением режима имущества супругов юридически не связаны (ст. 5, п. 1 ст. 46 СК РФ).
В силу п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве это означает, что как имущество должника, так и перешедшее супругу вследствие раздела общее имущество включаются в конкурсную массу должника. Включенное, таким образом, в конкурсную массу общее имущество подлежит реализации финансовым управляющим в общем порядке с дальнейшей выплатой супругу должника части выручки, полученной от реализации общего имущества (см., например, Определение ВС РФ от 23.05.2019 № 305-ЭС18-25248 по делу № А40-169307/2016).
Значит, практически любой добанкротный раздел имущества супругов могут поставить под сомнение финансовый управляющий либо конкурсные кредиторы банкрота.
Отметим при этом, что если судебный акт о разделе имущества супругов не был оспорен, это препятствует утверждению положения о порядке продажи имущества должника, не учитывающего фактические обстоятельства, установленные таким судебным актом (постановления АС Московского округа от 01.10.2019 по делу № А40-249642/2015, от 01.10.2019 по делу № А40-38330/2016, от 14.08.2019 по делу № А40-242498/2017).
В целом суды исходят из того, что наличия судебного акта о разделе общего имущества недостаточно для исключения общего порядка реализации имущества при банкротстве.
Пример из практики
В одном деле суд общей юрисдикции прекратил право совместной собственности супругов на несколько объектов недвижимости и определил их доли. Арбитражный суд посчитал, что нормами Закона о банкротстве урегулирован общий порядок реализации имущества гражданина, находящегося в общей собственности (с выплатой супругу должника стоимости его доли после реализации). При этом установленный Законом о банкротстве порядок не предусматривает проведение торгов только в отношении доли в имуществе, принадлежащем должнику при отсутствии выдела указанной доли в натуре. Поскольку выдел имущества в натуре конкретным судебным актом не производился, то общее имущество даже после его раздела реализуется в обычном порядке. Нормы закона предоставляют лишь право остальным собственникам, имеющим долю в общем имуществе, участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества и получить средства, соответствующие доле в таком имуществе после его реализации.
Постановление АС Московского округа от 01.10.2019 № Ф05-5592/18 по делу № А40-249642/2015
Раздел общего имущества супругов после возбуждения дела о банкротстве
Супруг, полагающий, что реализация общего имущества в деле о банкротстве не учитывает заслуживающие внимания правомерные интересы самого этого супруга и (или) интересы находящихся на его иждивении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, вправе обратиться в суд с требованием о разделе общего имущества супругов до его продажи в процедуре банкротства (п. 3 ст. 38 СК РФ). К участию в деле о разделе общего имущества супругов привлекается финансовый управляющий. Все кредиторы должника, требования которых заявлены в деле о банкротстве, вправе принять участие в рассмотрении названного иска в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 43 ГПК РФ).
Супруг должника подлежит привлечению к участию в обособленных спорах, в рамках которых разрешаются вопросы, связанные с реализацией общего имущества супругов (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 48).
При наличии спора о разделе общего имущества супругов это имущество не может быть включено в конкурсную массу. В противном случае будет иметь место принудительная реализация имущества супруга, не являющегося должником (см., например, Определение ВС РФ от 07.08.2018 № 80-КГ18-7). Поэтому подлежащее разделу общее имущество супругов не может быть реализовано в рамках процедур банкротства до разрешения указанного спора судом общей юрисдикции.
Поскольку специальными нормами Закона о банкротстве прямо не предусмотрено рассмотрение арбитражными судами споров, связанных с разделом общего имущества супругов, следует руководствоваться общими нормами процессуального права, в частности п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ о подсудности. Дело в том, что само по себе возбуждение процедуры банкротства гражданина не означает, что все споры, связанные с формированием конкурсной массы, подлежат рассмотрению исключительно арбитражными судами. Соответственно, требование о разделе имущества подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции с соблюдением правил подсудности (см., например, определения ВС РФ от 07.08.2018 № 80-КГ18-7, от 06.03.2018 № 6-КГ18-1).
Но следует учитывать, что есть и противоположная судебная практика, предполагающая, что раздел имущества в период, когда должник уже признан банкротом, возможен только в рамках дела о банкротстве (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2019 по делу № 33-46930/2019).
Необходимо отметить, что суды общей юрисдикции часто отказывают в разделе общего имущества супругов со ссылкой на то, что супруг банкрота вправе получить свою долю из совместно нажитого имущества путем обращения к финансовому управляющему супруга-банкрота после реализации их совместного имущества. Обращение с заявлением о разделе общего имущества после открытия в отношении должника процедуры реализации имущества некоторые суды расценивают как злоупотребление правом (см., например, апелляционные определения Московского городского суда от 08.10.2019 по делу № 33-43814/2019, от 30.07.2019 по делу № 33-26284/2019, от 04.03.2019 по делу № 33-9120/2019).
На основании изложенного можно сделать следующий вывод: формально супруг банкрота имеет право обратиться по подсудности в суд общей юрисдикции с требованием о разделе общего имущества супругов до его продажи в процедуре банкротства, однако ему надо быть готовым к тому, что в удовлетворении таких заявлений часто отказывают.
Судьба брачного договора, заключенного до начала банкротства
Одним из вариантов защиты интересов супруга банкротящегося должника может быть брачный договор. Однако риски оспаривания брачного договора, особенно если он заключен незадолго до возбуждения дела о банкротстве супруга, весьма существенны.
Брачный договор можно оспорить как подозрительную сделку должника по правилам главы III.1 Закона о банкротстве (см., например, постановления АС Московского округа от 14.08.2019 по делу № А40-242498/2017, от 24.07.2019 по делу № А40-217642/2016, от 27.05.2019 по делу № А41-93247/17).
Что касается сроков, то сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом (п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве). При этом на практике суд может признать недействительным брачный договор, заключенный даже за пределами трехлетнего срока.
Пример из практики
В одном из дел супруги заключили брачный договор, по которому все движимое и недвижимое имущество, приобретаемое в период брака, признается во время брака и в случае его расторжения личной собственностью того из супругов, на которого оформлено и зарегистрировано в установленном порядке право собственности на данное имущество. Несмотря на то что оспариваемый брачный договор был заключен более чем за четыре с половиной года до даты подачи заявления о признании должника банкротом, суд признал его недействительным по общегражданским основаниям — ст. 10, 168 ГК РФ. Суд указал, что в рассматриваемом случае необходимо доказать, что оспариваемая сделка заключена должником с целью реализовать какой-либо противоправный интерес, что между должником и другой стороной по сделке имел место сговор и последняя знала о неправомерных действиях должника. В итоге суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства дела, установил наличие сговора между сторонами брачного договора, целью которого являлось уменьшение имущества должника.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 № 11АП-2400/20 по делу № А65-32241/2018
Необходимо отметить, что, являясь двусторонней сделкой, спорный брачный договор связывает только заключивших его супругов. При этом ухудшение имущественного положения супруга-должника в результате исполнения такого договора не влечет правовые последствия для не участвовавших в нем кредиторов должника (Определение ВС РФ от 24.09.2018 № 304-ЭС18-4364 по делу № А03-7118/2016).
Таким образом, брачный договор не всегда может стать панацеей от реализации общего имущества в процедуре банкротства в общем порядке.