В апреле нынешнего года собственные доходы регионов в результате ограничительных мер и падения нефтяных цен сократились, по оценке ВШЭ, почти на 30% по сравнению с серединой весны 2019 г. Только поступления от налогов на совокупный доход рухнули на 40%, что отражает последствия приостановки малого бизнеса. Размер помощи федерального центра региональным бюджетам, по мнению ученых «Вышки», до конца года должен составить 1 трлн руб. Аналитики «Эксперт РА» оценивают дефицит региональных бюджетов в текущем году в более скромную сумму — 200 млрд руб.
Влияние наступившего кризиса, вызванного пандемией и падением цен на нефть, на региональную экономику в полной мере проявилось в апреле 2020 г. «Доходы консолидированных региональных бюджетов за этот месяц сократились по сравнению с апрелем 2019 г. более чем на 20%, собственные доходы регионов — почти на 30%», — подчеркивают в очередном бюллетене КГБ экономисты Центра развития (ЦР) ВШЭ.
Поступления налога на прибыль уменьшились за апрель на 29%. Меньше сократились платежи от наиболее устойчивого к кризису НДФЛ — на 19%. Поступления от налогов на совокупный доход упали сразу на 40%, что свидетельствует об остановке многих предприятий малого бизнеса. Большие потери произошли в платежах от налога на имущество (–44%).
Масштабы снижения собственных доходов субъектов Федерации существенно различаются по регионам.
Ряд субъектов Федерации, в которых наблюдалось существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, Республика Коми, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. В них уменьшение бюджетных доходов непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды.
Вместе с тем такие развитые в экономическом отношении регионы, как Московская и Свердловская области, также столкнулись в апреле с существенным снижением собственных доходов. Особенно ощутимым было падение доходов бюджета столицы, которая оказалась в эпицентре эпидемии вируса.
Изменение поступлений по налогу на прибыль сильно дифференцировано по регионам. Если рассчитанный на основе апрельских данных коэффициент вариации такого показателя, как изменение собственных доходов, составлял 25%, то аналогичный показатель, рассчитанный для налога на прибыль, равнялся уже 69%.
Целый ряд регионов потерял свыше 50% поступлений налога на прибыль. В восьми регионах сокращение его поступлений в апреле было меньше 10%, а в 17 субъектах Федерации они превысили показатели апреля 2019 г. К этим регионам относятся, в частности, ХМАО, Республика Саха, Ленинградская, Тверская, Воронежская области.
Важная деталь: масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в апреле 2020 г., по оценке ученых «Вышки», практически не коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов.
На этом грустном фоне расходы региональных бюджетов в апреле увеличились на 24,5% к аналогичному периоду 2019 г. Лидирует по масштабам увеличения апрельских расходов Москва, самый мощный в финансовом отношении регион, где затраты бюджета выросли на 67%.
Главным направлением роста расходов региональных бюджетов стало дополнительное финансирование здравоохранения. Расходы на него в апреле нынешнего года по отношению к середине весны 2019 г. выросли в два раза и составили 210 млрд руб.
Опережающими темпами росли расходы на управление: здесь прирост составил 34%. Темпы роста расходов на национальную экономику и социальную политику в регионах примерно соответствовали темпам роста суммарных расходов.
Одновременно сократились расходы на культуру, СМИ, затраты на обслуживание долга, что связано с льготами по бюджетным кредитам, предоставленным федеральным центром.
За январь — апрель 2020 г. совокупный профицит региональных бюджетов составил 261 млрд руб. Но по итогам апреля текущего года региональные бюджеты были исполнены уже с совокупным дефицитом 80 млрд руб.
Ситуацию комментирует эксперт ЦР Андрей Чернявский: «По нашей гипотезе, экономическая ситуация в регионах в оставшиеся месяцы 2020 г. будет постепенно улучшаться. Тем не менее, в соответствии с базовым прогнозом Центра развития, регионы в 2020 г. могут потерять 12—15% собственных доходов, или порядка 1,4—1,7 трлн руб. Примерно половина этих потерь придется на регионы-доноры. Даже если предположить, что помощь для компенсации снижения собственных доходов понадобится только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета в 2020 г. составит примерно 700—800 млрд руб.».
Аналитики ЦР напоминают, что предстоит также финансирование дополнительных расходов регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту. С учетом этого потребность в дополнительных расходах федерального центра на поддержку регионов может превысить 1 трлн руб.
К счастью для федерального центра, существуют и другие, более скромные прогнозы совокупного дефицита региональных бюджетов и, соответственно, потребности в дополнительном финансировании. Так, по словам экономистов рейтингового агентства «Эксперт РА», совокупный дефицит региональных бюджетов по итогам года составит около 200 млрд руб.
Треть регионов страны продемонстрировали сокращение доходов бюджетов за четыре месяца 2020 г., а падение налоговых и неналоговых доходов коснулось более 2/3 регионов. План поддержки субъектов Федерации базируется на обеспечении ликвидности со стороны федерального правительства. Введенные антикризисные меры затормозили падение доходов и рост дефицитов бюджетов, но от федеральных властей может потребоваться дополнительная поддержка как минимум в сопоставимых объемах при реализации сценария «второй волны» и повторении нерабочих недель в конце года.
«При продолжении рецессии экономики до конца года региональные бюджеты могут продемонстрировать снижение собственных доходов и во многом будут зависеть от поддержки со стороны федерального центра, — отмечается в обзоре „Эксперт РА“ „COVID-19 поразил доходы регионов“. — При этом мы оцениваем возможность сокращения расходов как крайне ограниченную, поскольку перед регионами стоят обязательства по реализации национальных проектов, а также финансирование последствий пандемии. Это приведет к увеличению дефицитов бюджетов, и, по оценке агентства, агрегированный дефицит может составить около 200 млрд руб., или 2,5% от ННД».