Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ожидает вторую волну коронавируса, которая, однако, будет слабее первого удара пандемии из-за накопленного опыта и разработанных лекарств. Тем не менее, по оценке ОЭСР, экономика Соединенных Штатов может просесть дополнительно на 1,2 п.п. (–8,5%), еврозоны — на 2,4 п.п. (–11,5%), Китая — на 1,1 п.п. (–3,7%), России — на 2 п.п. (–10%). Для борьбы с кризисом МВФ и ВБ предлагают увеличить бюджетное стимулирование, а наиболее пострадавшим странам обеспечить приостановку платежей в счет обслуживания государственного долга.
Вероятность второго витка пандемии, по оценке ВОЗ, весьма высока. «Даже страны, которые продемонстрировали способность преодолеть распространение коронавирусной инфекции, должны быть и далее готовы к новой волне, — подчеркивает глава организации Тедрос Гебреисус. — На протяжении последних двух недель почти ежедневно в мире фиксируется по 100 тыс. новых заражений».
Наступившее лето и повышение солнечного ультрафиолета, по мнению эксперта Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, д.м.н. Татьяны Руженцовой, снижают частоту инфицирования коронавирусом. Но осенью наступление прохладной и дождливой погоды повысит вероятность второй волны эпидемии.
Новый всплеск инфекции может добавить еще одну ложку дегтя в уже далеко не «медовую» ситуацию в мировой экономике.
Вероятность двух сценариев одинакова
Экономика США в текущем году, согласно июньскому прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при реализации варианта второй волны упадет на 8,5%, что на 1,2 п.п. ниже сценария, не предполагающего новый шок эпидемии.
Интересная деталь: экономисты ОЭСР в своем прогнозе отмечают, что они представили два одинаково вероятных сценария для США и других стран. В одном варианте новая вспышка вируса произойдет во всех экономиках к концу этого года, в другом — второго удара удастся избежать.
В следующем году ОЭСР надеется на восстановление экономики США, которое составит 1,9% при второй волне и 4,1% — без ее удара.
ВВП еврозоны, по оценкам аналитиков организации, рухнет на 11,5% в первом сценарии и просядет на 2,4 п.п. меньше (–9,1%), если второй волны не будет. При этом самая сильная экономика ЕС — немецкая — может упасть на 8,8% в первом сценарии и на 6,6% в более оптимистичном варианте.
На 2021 г. ОЭСР прогнозирует рост европейской экономики при негативном развитии событий на 3,5%, в случае благоприятного сценария — на 6,5%. Локомотив еврозоны — германская экономика — вырастет на 1,7% в пессимистичном варианте и на 5,8%, если новой волны удастся избежать.
Стоит заметить, что Китаю ОЭСР прогнозирует сокращение экономики (в отличие от большинства других экспертных центров). ВВП Поднебесной в 2020 г. снизится на 3,7% в негативном сценарии. «После зафиксированного в I квартале сильнейшего квартального обвала ВВП сократится примерно на 3,7% в 2020 г., если в этом году будет вторая вспышка вируса, и на 1 п.п. меньше, если новая вспышка будет предотвращена», — отмечают авторы доклада организации.
Сейчас ситуация в Китае балансирует на грани новой волны эпидемии. В Пекине на рынке Синьфади обнаружен коронавирус. Власти уже ввели режим чрезвычайного положения в городском районе Фэнтай, где находится рынок.
Тем не менее в следующем году ОЭСР надеется на восстановление китайской экономики: при второй волне эпидемии — на 4,5%, при ее отсутствии — на 6,8%.
Российская экономика в 2020 г. упадет в условиях второго витка пандемии на 10%. Если второго удара не будет, сокращение отечественного ВВП составит 8%. В следующем году ОЭСР рассчитывает на восстановление российской экономики, которое в негативном сценарии будет равняться 4,9%, в оптимистичном — 6%.
Немногим ранее похожие оценки сделали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Их прогноз предполагает падение российской экономики на 11% в случае второго витка вирусной эпидемии и сокращение ВВП на 8,2% при оптимистичном развитии событий.
Необходимы дополнительные усилия
«Органы государственного управления во всем мире предпринимают чрезвычайные меры политики для спасения жизней людей и защиты их благосостояния, — отмечает глава МВФ Кристалина Георгиева. — Эти меры включают дополнительные усилия по защите бедных — многие страны увеличили продовольственную помощь и адресные денежные трансферты. В мире в целом на бюджетные меры к настоящему моменту израсходовано примерно 10 трлн долл.».
Однако, учитывая глубину кризиса, необходимы значительные дополнительные усилия. В том числе меры, которые нужны для того, чтобы избежать долговременных последствий кризиса для экономики, в частности, вследствие уменьшения количества рабочих мест и увеличения неравенства.
«Необходимо обеспечить бюджетное стимулирование, приносящее пользу людям. Это означает увеличение государственных инвестиций в здравоохранение для защиты наиболее уязвимых граждан и минимизации рисков, связанных с будущими эпидемиями, — считает г-жа Георгиева. — Это также означает укрепление систем социальной защиты, расширение доступа к качественному образованию, чистой воде и санитарии, инвестиции в благоприятную для климата инфраструктуру. Некоторые страны могут также расширить доступ к высококачественным услугам по уходу за детьми, что может способствовать увеличению участия женщин в рабочей силе и росту в долгосрочной перспективе».
В сложившихся условиях, когда многие страны сталкиваются с повышением государственного долга, трудно существенно увеличить бюджетные расходы. Государственный долг в странах с формирующимся рынком увеличился до такого уровня, которого он не достигал в последние 50 лет.
Поэтому МВФ и Всемирный банк выступили с инициативой приостановки платежей в счет обслуживания государственного долга в качестве быстродействующей меры для стран, у которых нет финансовых ресурсов для принятия надлежащих мер в ответ на кризис. Группа 20 отреагировала на это, согласившись приостановить выплаты по официальным двусторонним кредитам наиболее пострадавшим странам с 1 мая до конца 2020 г.
В среднесрочной перспективе, по словам К. Георгиевой, будет возможность для повышения эффективности расходов и мобилизации большего объема государственных поступлений. Будет также возможность провести налоговые реформы: например, некоторые страны с развитой экономикой и государства с формирующимся рынком могут повысить свои верхние ставки налогов без того, чтобы вызвать замедление экономического роста. Страны могут добиться того, чтобы система налогообложения предприятий собирала обоснованную долю сверхприбыли, получаемой «выигравшими» от кризиса компаниями, в том числе от цифровых технологий. Необходимы также согласованные усилия по борьбе с незаконными потоками и устранению налоговых лазеек как внутри стран, так и на международном уровне.