В четверг, 18 июня, на Московской бирже продолжилось падение акций «Аэрофлота», которое началось днем ранее после сообщения Reuters о том, что в Правительстве РФ подготовили план выкупа новых акций для спасения терпящего убытки «Аэрофлота». Инвесторы быстро расценили это как серьезное увеличение госдоли и начали сбрасывать бумаги.
Согласно информации Reuters, правительство готовит план bail out крупнейшей российской авиакомпании по европейскому образцу — за счет допэмиссии акций «Аэрофлота» на 80 млрд руб., которую выкупят государство (50 млрд руб.), ВТБ и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) (по 15 млрд руб.).
Инвесторы тут же подсчитали, что они получат. Капитализация «Аэрофлота» на Московской бирже на среду составляла 94 млрд руб. Если предположить, что сделка пройдет по рыночной стоимости, тогда доля государства в авиакомпании должна вырасти с 51% как минимум до 75%.
Подобная поддержка государствами своих перевозчиков — норма в цивилизованном мире. Инвестициями в капитал спасают Германия (Lufthansa), Франция и Нидерланды (Air France-KLM).
Помощь «Аэрофлоту» нужна. Пассажиропоток компании в мае снизился на 93,1%. Наибольшее сокращение — на самых прибыльных для авиакомпаний международных регулярных рейсах, большую часть которых выполняет «Аэрофлот». Убытки «Аэрофлота» за время коронакризиса еще предстоит оценить. В I квартале 2020 г. чистый убыток авиакомпании по МСФО вырос на 42,8%, до 22,48 млрд руб., выручка снизилась на 10,2%, до 123,9 млрд руб. II квартал еще не закончен. Но уже заметен у компании быстрый рост долговой нагрузки, за счет которого «Аэрофлот» покрывал кассовый разрыв. За I квартал 2020 г. чистый долг «Аэрофлота» без учета лизинговых платежей вырос втрое.
Но известие о госпомощи привело к падению акций. К 10:42 мск акции крупнейшего российского авиаперевозчика снижались на 2,2%, сообщает ПРАЙМ со ссылкой на данные Московской биржи и оценки аналитиков.
Аналитики объясняют это просто: дополнительный выпуск акций приведет к размытию доли миноритариев и окажет давление на котировки.