Минэкономразвития России считает, что нынешнее законодательное регулирование препятствует полноценному функционированию цифровых инноваций, которые предусмотрено «обкатать» в рамках экспериментальных правовых режимов. Ведомство подготовило перечень норм, которые можно будет не применять при осуществлении «экспериментов».
Законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» еще даже не прошел второго чтения в Госдуме, но уже потребовал внесения ряда изменений в действующее законодательство. Напомним, что согласно проекту (№ 922869-7) под экспериментальным правовым режимом понимается применение в течение определенного периода времени и в отношении определенного круга лиц специального регулирования в сфере цифровых инноваций. Такое спецрегулирование предполагает возможность неприменения отдельных нормативных правовых актов или норм, касающихся обязательных требований по лицензированию, аккредитации, сертификации, подтверждению соответствия, получению допусков, разрешений, по направлению и получению юридически значимых сообщений, по способам проведения идентификации сторон правоотношений в сфере цифровых инноваций.
Вместе с тем авторы проекта из Минэкономразвития России посчитали, что перечисленные в нем меры недостаточны для полноценного функционирования механизма инноваций. Они считают, что ради экспериментальных режимов можно будет допустить дополнительные изъятия из отраслевых федеральных законов. Это обусловлено выявлением конкретных требований норм, препятствующих появлению или апробации соответствующих цифровых инноваций.
Конкретный перечень таких изъятий прописан в новом законопроекте, разработанном Минэкономразвития (документ размещен на портале проектов нормативных актов, ID проекта 04/13/06-20/00102951).
Так, из-за ряда требований Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» может забуксовать проект по внедрению телемедицины. Если их соблюдать неукоснительно, окажется невозможным проведение медицинских осмотров, установление диагноза, назначение лечения и проведение дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также проведение идентификации с применением телемедицинских технологий.
Проекту защиты абонентов сотовой связи и клиентов банков от мошеннических звонков препятствуют нормы Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», которые относят любые технические данные о телефонном соединении к тайне связи, препятствуя возможности применения программно-аппаратных средств оператора связи для автоматизированного выявления мошеннических действий.
Тот же закон вкупе с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не дает реализоваться проекту дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи, поскольку требует личного присутствия гражданина при заключении договора и ограничивает использование биометрических данных.
Проект роботизированной гостиницы «Умный отель» предполагает автоматизировать процессы бронирования номера гостиницы, заселения, регистрации и обслуживания гостя. Для реализации проекта требуется обеспечение юридической возможности использования технологий интернета вещей, виртуальной реальности, электронных платежей и удаленной идентификации, барьером для применения которых являются положения Федерального закона «О персональных данных».
С проблемами сталкиваются и проекты по внедрению в жизнь беспилотного воздушного и наземного транспорта, поскольку соответствующие нормы законодательства целиком рассчитаны на управление машинами человеком.
Авторы инициативы рассчитывают, что своевременное снятие нормативных барьеров Кабинетом министров позволит запускать экспериментальные режимы более оперативно. Что в конечном итоге приведет к повышению эффективности государственного или муниципального управления в ходе внедрения цифровых инноваций, совершенствованию общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима.