В последнем месяце весны 2020 г. влияние кризиса в полной мере отразилось на доходах федерального бюджета, которые сократились, по предварительным данным Минфина, на 41%. Основным фактором падения поступлений в государственную казну стало резкое сокращение нефтегазовых доходов на 70%. В это же время бюджету пришлось наращивать расходы, чтобы дополнительно профинансировать здравоохранение, поддержать граждан, бизнес и регионы. Не помог даже 1 трлн руб., полученный от операции по приобретению Сбербанка. Дефицит федерального бюджета за пять месяцев 2020 г. составил 409 млрд руб.
В январе — мае 2020 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 2,4 трлн руб., сократившись по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. почти на 30%. «В марте и апреле текущего года Россия столкнулась с резким сокращением цен на нефть и столь же резким падением нефтегазовых доходов, — подчеркивает аналитик Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. — В результате падения нефтяных цен НДПИ в мае 2020 г. снизился по сравнению с майскими поступлениями 2019 г. на 76%, нефтегазовые доходы — на 70%. Такого шока федеральный бюджет не испытывал с 90-х гг. прошлого века».
Поступления федерального бюджета по ненефтегазовым доходам в январе — мае 2020 г. выросли по отношению к соответствующему периоду 2019 г. на 23%. Однако причиной такого роста стало перечисление в бюджет прибыли ЦБ РФ от сделки со Сбербанком в объеме свыше 1 трлн руб. Без учета этих перечислений показатели по ненефтегазовым доходам за пять месяцев в 2019 и 2020 гг. были бы примерно равны.
Майские данные показывают более тревожную картину. Доходы федерального бюджета сократились год к году на 41%, при этом ненефтегазовые доходы снизились на 17%.
Майское сокращение ненефтегазовых доходов связано с падением налога на прибыль более чем на 40%, со снижением НДС на импорт на 13%, с уменьшением ввозных пошлин на 54%.
Поступления от «внутреннего» НДС за май 2020 г. выросли год к году на 14%, но они отражают среднемесячные поступления от данного налога в I квартале текущего года.
На этом «грозовом» фоне расходы федерального бюджета в январе — мае 2020 г. составили 8,3 трлн руб. В номинальном выражении их прирост составил 26%. В последнем месяце весны текущего года расходы по отношению к майскому показателю 2019 г. выросли почти в 1,5 раза. Пандемия коронавируса привела как к существенному росту затрат федерального бюджета, так и к изменению структуры расходов. За январь — май на здравоохранение они год к году были увеличены в 2,2 раза, дотации регионам — в 1,7 раза.
Дефицит федерального бюджета за пять месяцев 2020 г. составил 409 млрд руб. При этом в течение всего периода продолжало действовать бюджетное правило, и в целом за пять месяцев Минфин России за счет дополнительных нефтегазовых доходов направил на приобретение валюты 386 млрд руб. (16% от общего объема нефтегазовых поступлений) с учетом продаж валюты в апреле и мае 2020 г.
В результате этих операций располагаемые ресурсы федерального бюджета в январе — мае 2020 г. можно оценить в 7,5 трлн руб. Фактическая нехватка бюджетных ресурсов для финансирования расходов в размере около 800 млрд руб. была профинансирована за счет заимствований на внутреннем рынке и сокращения остатков бюджетных средств.
«Судя по майским и июньским данным, цены на нефть марки Urals восстановились примерно до уровней 40—41 долл. за барр. Поступления по нефтегазовым доходам будут расти по сравнению с майским уровнем, — прогнозирует А. Чернявский. — При таких ценах на нефть бюджетный дефицит будет увеличиваться, хотя и не такими темпами, как в мае 2020 г.».