В нижнюю палату российского парламента внесен законопроект, уточняющий нормы Кодекса об административных правонарушениях, которыми установлена ответственность за правонарушения в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации и оборота таких товаров. Предложенные новеллы унифицируют ответственность в сфере обязательной маркировки товаров и вводят конфискацию за повторное совершение действий по вводу в оборот немаркированных товаров.
Законопроект № 972623-7, поступивший в Госдуму 15 июня, направлен на оптимизацию действующих норм КоАП РФ в сфере оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, действующая ст. 15.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за производство или оборот продукции без маркировки, предусмотренной законодательством о техническом регулировании, или же без нанесения специальных (акцизных) марок.
При этом данная статья содержит понятийный аппарат, не совпадающий с понятийным аппаратом законодательства, регламентирующего маркировку товаров средствами идентификации.
Из требований действующих нормативных актов следует, что маркировка товаров средствами идентификации может осуществляться после процесса их производства, но до ввода их в оборот. Таким образом, в данной части ответственность за производство товаров без маркировки не может быть применена к производителям товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации. В то же время указанная статья не содержит однозначного указания на наличие ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8 Федерального закона № 381-ФЗ за введение в оборот товара, в результате которого нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации.
Применительно к импортерам, осуществляющим ввоз товаров в Российскую Федерацию, введением в оборот является выпуск таможенными органами для внутреннего потребления товара, ввозимого в Российскую Федерацию либо (в отношении товара, ввозимого из государств — членов Евразийского экономического союза) ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, товара в Российскую Федерацию.
Отсутствие в ст. 15.12 КоАП РФ ответственности за ввод немаркированных средствами идентификации товаров создает правовую неопределенность в отношении действий лиц (производителей и импортеров).
Кроме того, согласно данной статье ответственность виновных лиц наступает за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки. При этом, выделяя ответственность в отношении оборота табачной продукции в самостоятельные составы, ст. 15.12 КоАП РФ предполагает ответственность только за производство и оборот табачной продукции.
Правовые акты в области маркировки товаров средствами идентификации регламентируют ввод таких товаров в оборот, их оборот и вывод из оборота. Причем понятие «вывод из оборота» является более широким, чем понятия «сбыт» или «продажа», так как включает в себя не только возмездное, но и безвозмездное отчуждение товаров, а также действия, не связанные с отчуждением товаров, например использование товаров для собственных нужд.
Законопроектом предлагается исправить все вышеперечисленные недостатки регулирования. В частности, обособить в КоАП РФ нормы, предусматривающие ответственность за нарушения, связанные с маркировкой товаров средствами идентификации от случаев нарушений требований об иной маркировке.
Предлагаемые законопроектом изменения унифицируют ответственность в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации независимо от вида товаров, оставляя в сфере регулирования ст. 15.12 КоАП РФ маркировку товаров в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
А ответственность за нарушения, связанные с маркировкой товаров средствами идентификации, предлагается выделить в отдельные статьи кодекса, что, как указывается в пояснительной записке, облегчит восприятие правовых норм и позволит избежать правовой неопределенности при квалификации правонарушения.