Эксперты проанализировали, как предложенный Президентом РФ Владимиром Путиным налоговый маневр для высокотехнологичных компаний отразится на работе отрасли. В РАЭК отмечают, что планируемые меры господдержки будут способствовать возвращению IT-бизнеса из-за рубежа в Россию и его активному росту на территории страны. Согласно прогнозу АО «РЭЦ», благодаря налоговым послаблениям IT-компании могут увеличить экспорт цифровых технологий до 10%.
Президент Владимир Путин во время обращения к гражданам страны отдельно остановился на мерах поддержки и стимулирования развития высокотехнологичных компаний. «В качестве первого шага предлагаю провести в IT-отрасли так называемый „налоговый маневр“ и прежде всего существенно сократить нагрузку на фонд оплаты труда. А это, отмечу, основная статья расходов для высокотехнологичных компаний», — заявил глава государства.
Он напомнил, что вдвое, до 15%, понижена ставка страховых взносов для всех компаний малого и среднего бизнеса, и предложил в IT-сфере пойти дальше. Сейчас ставка страховых взносов для таких компаний составляет 14% на период до 2023 г. В. Путин считает, что ее нужно снизить до 7,6%. Причем не временно, а бессрочно.
Кроме того, будет правильно, по мнению президента, бессрочно уменьшить ставку налога на прибыль для IT-компаний с нынешних 20% — до 3%. «Что не только сравнимо, а даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для IT-бизнеса юрисдикциях, как индийская и ирландская. Фактически это будет одна из самых низких налоговых ставок в мире», — подчеркнул глава государства.
В РАЭК отмечают, что налоговый маневр с предложенными параметрами может способствовать активному росту российской IT-отрасли, возвращению IT-бизнеса из-за рубежа в Россию, росту экспорта российского ПО. Сегодня, согласно ежегодному исследованию РАЭК «Экономика Рунета 2019—2020», происходит качественное ухудшение динамики роста высокотехнологичных отраслей.
Так, рост экономических показателей российской интернет-отрасли составил 19% по итогам 2019 г., но при этом РАЭК дает негативный прогноз на 2020 г. (от 0 до 5% роста в негативно-кризисном сценарии, либо от 6 до 10% роста при умеренно-кризисном сценарии). Предлагаемые президентом меры, включая «налоговый маневр», могут заставить экспертов пересмотреть прогнозы до конца 2020 г., улучшив их.
По словам вице-президента АО «РЭЦ» (входит в группу ВЭБ.РФ) Станислава Георгиевского, одна из самых низких налоговых ставок в мире в сфере IT позволит нашим экспортерам показать существенные качественные и объемные изменения экспорта. Проведенный центром анализ показал, что снижение ставки налога на прибыль и ставки страховых взносов позволит стимулировать укрепление международной конкурентоспособности российских компаний и создать качественные предпосылки для ускорения роста экспорта в этой сфере до 10%.
Экспорт российских цифровых технологий, продуктов и сервисов уже демонстрирует стабильные показатели роста против общего тренда замедления мировой торговли, которое происходит в связи с распространением в текущем году коронавирусной инфекции. В частности, совокупная динамика по экспорту IT и телекоммуникационных продуктов (услуг) в среднем за первую половину 2020 г. складывалась положительно, с ростом на уровне более 7%.
Вынужденный отказ отечественных и зарубежных компаний от работы в офисах привел к росту спроса на сервисы по удаленной занятости, услуги видео-конференц-связи и онлайн-образования. А новые меры господдержки отрасли обладают потенциалом ускорить эту положительную динамику.
Активные производители в сфере информационных технологий уже смогли извлечь выгоду из текущего кризиса. «Спрос в отрасли стремительно растет, поскольку компании повсеместно пытаются предоставить сотрудникам возможность работать из дома, а людям — дистанционно общаться. Кроме того, активно ведется работа по цифровизации бизнес-процессов во всех сферах экономики и бизнеса — сегодня это становится решающим фактором конкурентоспособности и успешности работы практически любой компании», — сказал С. Георгиевский.
В РЭЦ также рассчитывают, что комплексный план поддержки высокотехнологичных компаний позволит не только существенно увеличить экспорт российского софта, но и создать комфортную бизнес-среду для IT-компаний. Это станет стимулом для возвращения многих из иностранной юрисдикции, а также для новых инвестиций в отрасль.
Напомним, что в начале июня ассоциации АРПП «Отечественный софт» и НП «РУССОФТ», объединяющие более 200 российских IT-компаний, направили совместное письмо главе правительства Михаилу Мишустину. В нем участники рынка предупредили, что сокращение IT-сектора неизбежно приведет к сокращению и его экспортной активности. Сегодня отечественная IT-отрасль активно участвует в формировании несырьевого высокотехнологичного экспорта России и обеспечивает рост экспорта IT в размере 10—12% в год.
Также игроки посетовали на то, что фонд оплаты труда составляет порядка 80% расходов IT-компаний, спад в отрасли приведет к сокращению персонала. По оценке авторов письма, порядка 10—15 тыс. человек могут покинуть страну в 2020—2021 гг. Сокращение IT-специалистов автоматически повлечет за собой снижение темпов цифровой трансформации российской экономики.
Проведенные в мае 2020 г. опросы участников отраслевых ассоциаций показали, что средняя выручка отечественных компаний разработчиков ПО в течение мая 2020 г. в процентном соотношении упала почти вдвое (на 48,9%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом более 10% компаний заявили о ее падении более чем на 90%.
К сведению
85% сотрудников малых компаний используют личные устройства для удаленной работы
Согласно новому исследованию «Лаборатории Касперского», 85% сотрудников российских компаний, чей штат не превышает 50 человек, используют для удаленной работы в период пандемии личные устройства. При этом 19% работников начали применять собственные устройства в бизнес-целях после перехода на дистанционный режим работы, а 54% отметили, что делали это и раньше.
Как правило, микробизнесу сложно обеспечить весь штат необходимой техникой, поэтому в таких компаниях часто распространена политика Bring Your Own Device («принеси свое устройство», BYOD). Однако применение стороннего оборудования может быть сопряжено с определенными киберрисками. Если устройство сотрудника, подключенное к корпоративной сети, защищено недостаточно хорошо, то злоумышленники без труда доберутся до непубличных данных.
Еще до пандемии предприниматели сообщали, что становились жертвами атак зловредов на персональные устройства работников — в ходе исследования «Лаборатории Касперского» это подтвердили 40% респондентов. Сегодня, в связи с ростом использования личных устройств и все более активным переходом бизнеса в цифровое пространство, эти показатели могут даже ухудшиться, считают эксперты.
В сложившейся ситуации компаниям следует повышать цифровую грамотность сотрудников и информировать их о таких базовых требованиях информационной безопасности, как наличие защитного решения на рабочем устройстве, использование надежных и уникальных паролей, регулярное обновление программ. Но подобные инструкции получали лишь 8% сотрудников малых организаций.
Две трети россиян пользуются мобильным интернетом
Из опубликованного в июне доклада Роспечати, посвященного телерадиовещанию и интернету, следует, что на начало 2020 г. общемировая аудитория интернета составила 4,5 млрд человек, таким образом, в онлайне находится уже более 60% мирового населения. За прошедший год аудитория интернета выросла на 7% по сравнению с январем 2019 г. Новыми пользователями стали 298 млн человек.
Число пользователей социальных сетей достигло 3,8 млрд человек. Рост относительно января 2019 г. составил 9%. По прогнозам We Are Social и Hootsuite, к концу 2020 г. социальными сетями будут пользоваться более половины жителей планеты.
По данным GlobalWebIndex, более половины времени, проводимого в интернете (50,1%), приходится на мобильные телефоны. Однако, несмотря на лидерство «мобайла», десктоп-устройства и ноутбуки сохраняют довольно большую аудиторию среди пользователей 16—64 лет. Последние данные Statcounter свидетельствуют, что 53% запросов к веб-ресурсам приходят с мобильных телефонов, однако, несмотря на снижение, на настольные компьютеры по-прежнему приходится 44% мирового интернет-трафика.
Аудитория российского сегмента интернета в феврале 2020 г., по данным Mediascope, составила 96,7 млн человек. Относительно февраля 2018 г. аудитория Рунета выросла на 4,2%. 90% пользователей интернета заходят в сеть каждый день.
Аудитория мобильного интернета в России составляет 86,2 млн человек, или 70,5% населения страны, эксклюзивная аудитория на мобильных устройствах составляет 34 млн человек. Мобильный телефон является основным источником интернет-трафика, десктоп при этом продолжает терять аудиторию. По данным Mediascope, на февраль 2020 г. аудитория интернета на десктоп-устройствах составляла 50,6% населения России, в то время как аудитория на мобильных устройствах — 70,5%.
Наиболее востребованными ресурсами у российских граждан являются социальные сети и мессенджеры, интернет-магазины и товарные агрегаторы, поисковые сервисы, сервисы с развлекательным контентом. Также в топ-20 вошло приложение «Госуслуги».