Обращение в прокуратуру является уважительной причиной пропуска срока для подачи иска в суд. К такому выводу пришла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в Определении от 18.05.2020 № 18-КГ20-14.
Суть дела
В 2015 г. гражданка была принята на работу на период декретного отпуска основного работника. С 1 июня 2016 г. она ушла в ежегодный отпуск, а с 1 июля — в отпуск по беременности и родам. Во время этого отпуска ей по телефону было сообщено, что она уволена с 17 ноября 2016 г. в связи с истечением срока трудового договора.
Работница обратилась в прокуратуру. Прокуратура установила, что после выхода на работу основного работника из декретного отпуска 1 июня 2016 г. трудовые отношения с работницей продолжались вплоть до 17 ноября 2016 г. В связи с этим прокуратура пришла к выводу о незаконности увольнения.
В феврале 2018 г. работница обратилась к работодателю с письменным заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до трех лет. Однако работодатель отпуск не предоставил.
В сентябре 2018 г. работница подала иск в суд с требованием признать увольнение незаконным, о восстановлении на работе и об обязании работодателя предоставить ей отпуск по уходу за ребенком и выплатить пособие.
Решение судов
Суды первой и апелляционной инстанций отказали работнице в удовлетворении ее требований. Они пришли к выводу, что работницей пропущен срок на обращение в суд с иском о восстановлении на работе и доказательств уважительности причин пропуска этого срока она не представила. Суды исходили из того, что работнице об увольнении стало известно в ноябре 2016 г., когда она обратилась в прокуратуру. Однако заведомо зная о нарушении своих прав, иск в суд в течение длительного времени она не представляла.
Позиция Верховного суда
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с выводом судов не согласилась. Она указала, что, исходя из положений ст. 392 ТК РФ, срок для обращения в суд начинает течь с момента вручения работнику приказа об увольнении или трудовой книжки. Копию приказа об увольнении работница получила только непосредственно перед подачей иска.
Обратившись в прокуратуру и получив письменный ответ о том, что увольнение было незаконным и прокуратурой вынесен соответствующий протест, у работницы возникли правомерные ожидания, что ее права будут восстановлены во внесудебном порядке. Таким образом, причина затягивания работницей срока для обращения с иском в суд является уважительной.
Поскольку суды вынесли необоснованное решение, Судебная коллегия направила дело на новое рассмотрение.