Налоговики рассказали, почему они не примут от налогоплательщика банковскую гарантию в формате PDF, заверенную от имени банка усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (письмо ФНС России от 28.04.2020 № ЕА-4-15/7166@).
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган банковскую гарантию при возмещении НДС в заявительном порядке (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ), освобождении от уплаты акцизов (п. 2 ст. 184 НК РФ) и их возмещении (п. 2 ст. 203.1 НК РФ). А производители алкогольной и спиртосодержащей продукции должны иметь банковскую гарантию для освобождения от уплаты авансового платежа акциза (п. 11 ст. 204 НК РФ).
Налоговым кодексом не определено, в каком именно виде должна подаваться банковская гарантия. Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ) установлено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Возникает вопрос: может ли компания для целей НДС и акцизов представить в налоговый орган банковскую гарантию в электронном виде в формате PDF, подписанную от имени банка усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица?
Согласно разъяснениям, данным ФНС России в письме от 04.04.2019 № ЕД-4-15/6183@, Налоговый кодекс не ограничивает налогоплательщиков в выборе формы и способа представления в налоговые органы банковских гарантий. Поэтому они вправе представить в налоговый орган банковскую гарантию в виде электронного документа в целях реализации положений ст. 176.1, 184, 203.1, 204 НК РФ. Такая банковская гарантия должна быть создана в виде электронного документа и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени банка (филиала банка) подписывать банковские гарантии. Представлять банковскую гарантию в виде электронного документа нужно с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@.
В комментируемом письме специалисты налогового ведомства отметили, что, исходя из положений Закона № 63-ФЗ и Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», оригинальным и имеющим юридическую значимость является документ, изначально созданный в электронной форме и подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью лица, обладающего правом от имени организации подписывать документ.
В случае оформления документа на бумажном носителе с собственноручными подписями лиц, ответственных за оформление операции, такой экземпляр является подлинником. Сканирование документа — это получение его электронного образа (копии). Замена подлинника документа его электронным скан-образом (копией) действующим законодательством не предусмотрена и не соответствует понятию оригинала документа. В связи с этим специалисты ФНС России указали, что в целях реализации положений ст. 176.1, 184, 203.1, 204 НК РФ налоговыми органами не могут быть приняты банковские гарантии в формате PDF, заверенные от имени банка усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.