Деловая активность в строительной отрасли, которая в прошлом году начала понемногу расти, во II квартале нынешнего года вновь упала, на этот раз до десятилетнего минимума. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), представленный Росстатом, спикировал с –15% в прошлом квартале до –24% в апреле — июне. Негативную динамику показали все ключевые производственные и финансово-экономические показатели строительного сектора. Экономисты прогнозируют, что из-за слабого спроса сокращение жилищного строительства по итогам года составит порядка 10%.
Все основные производственные и финансово-экономические показатели строительной отрасли во II квартале по сравнению с январем — мартом, по оценке экспертов Центра конъюнктурных опросов (ЦКИ) ВШЭ, продемонстрировали значимые негативные изменения.
Доля предпринимателей, оценивших состояние портфеля заказов своих компаний «ниже нормального уровня», возросла с 38% в I квартале до 45% в апреле — июне текущего года. При этом доля строительных предприятий, в которых наблюдалось сокращение числа заключенных договоров, увеличилась с 26 до 30%.
Одновременно результаты обследования отразили рост нагрузки со стороны лимитирующего строительную деятельность фактора — «недостатка заказов на работы», чье влияние отметили практически 30% опрошенных руководителей против 27% кварталом ранее.
Возросла интенсивность сокращения физического объема работ, которая охватила в апреле — июне более трети строительных фирм против 28% в I квартале.
Вирусная эпидемия сильно повлияла на рынок труда в строительстве. Адаптация к новым экономическим реалиям и сокращение размеров производственной активности обусловили необходимость оптимизации штатов, которая сопровождалась внушительным сокращением численности занятых.
Так, вместо характерных для последних нескольких лет умеренных темпов выбытия персонала в строительных организациях, во II квартале отмечалось резкое увеличение динамики сокращения штатов. Баланс оценки численности составил –16% против –8% в I квартале. С 25 до 30% увеличилась доля компаний, руководители которых констатировали снижение числа занятых.
Негативную динамику также продемонстрировали в апреле — июне 2020 г. оценки предпринимателей, которые они дали финансовому положению своих строительных предприятий, а также прогнозы объемов строительных работ и числа договоров на ближайшие три года.
В результате главный композитный индикатор исследования Росстата — Индекс предпринимательской уверенности — во II квартале по сравнению с январем — мартом упал до –24% — минимального значения за последние десять лет.
Основной удар пришелся на спрос
«Строительство, начиная с 2014 г. и по середину 2018 г., и по предпринимательским оценкам, и по количественной статистике постоянно пребывало в статусе хронического аутсайдера, — напоминает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Затем в 2019 г. отрасль, как и ожидалось, легла в зону „позитивной стагнации“, показав годовой темп роста в пределах статистической погрешности (100,6%). Вместе с тем по итогам предыдущего года начали заметно улучшаться настроения респондентов».
Наметившееся улучшение предпринимательского климата в строительном секторе подтверждали результаты опроса Росстата за I квартал текущего года, который проводился в конце февраля. Но в марте началась интенсивная атака коронавируса на население и экономику России, включая строительную отрасль. «В итоге во II квартале практически вертикально обрушились все показатели, характеризующие строительную деятельность, в том числе и показатели первого ряда — спрос на строительные услуги (объем заказов), объемы выполненных строительных работ и финансовая составляющая (собственные финансовые ресурсы и прибыль), — подчеркивает г-н Остапкович. — В результате основной композитный индикатор исследования — Индекс предпринимательской уверенности — упал за один квартал сразу на 9 п.п. — до отметки –24%. Данное значение ИПУ выглядит на 3 п.п. хуже, чем в эпицентре кризиса 2008—2009 гг.».
Основной удар в строительстве во II квартале пришелся, по мнению ученых ЦКИ, на позицию спроса на строительные услуги. Во-первых, снижение реальных располагаемых денежных доходов населения и переход большинства домашних хозяйств от потребительской модели поведения к сберегательной неизбежно вызывает уменьшение объемов жилищного строительства и падение доходности у самих строительных организаций (возможно, кроме пяти-десяти регионов с высокодоходным населением). Уже в мае, по данным Росстата, объем ввода общей площади жилых помещений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года упал почти на 25%. Даже при благоприятном сценарии развития экономики и начале восстановительного роста в III—IV кварталах годовые потери жилищного строительства в текущем году, по оценке аналитиков «Вышки», составят примерно 10%.
Во-вторых, корпоративный сектор, один из основных инвесторов строительной деятельности, в условиях повышенной негативной экономической турбулентности, к которой сейчас прибавились туманные эпидемиологические перспективы, сокращает горизонты стратегического планирования своих предприятий и начинает оптимизировать текущие и ожидаемые финансовые издержки. В первую очередь это снижение численности занятых и выход из новых затратных проектов, включая строительные.
В-третьих, государство, вполне возможно, будет частично сокращать и/или откладывать бюджетные расходы на развитие инфраструктурных национальных проектов.
Восстановление займет год-полтора
Все перечисленные изменения в моделях экономического поведения основных инвесторов строительной деятельности, по оценке экономистов, негативно отразятся на деловой активности строительной отрасли. В итоге те позиции спроса и предложения, а также финансовое состояние отдельных компаний и отрасли в целом, которые были разрушены за три-четыре месяца, придется восстанавливать при консервативном сценарии год-полтора.
Следует учитывать, что для компенсационного роста строительной отрасли необходимо не только устранить возникшие диспропорции между спросом на строительные услуги и их предложением, но также добиться улучшения финансового состояния строительных организаций и роста их доходности. Например, исходя из обобщенных предпринимательских мнений, во II квартале нынешнего года заметно (до 22%) увеличилась доля организаций, которые находятся в предбанкротном состоянии (в IV квартале 2019 г. доля таких организаций составляла 18%).
«В принципе, в условиях рыночной экономики банкротство слабых в финансовом отношении структур и неэффективных организаций — это не самый худший экономический сценарий, — отмечает Г. Остапкович. — Если часть из них сойдет с рынка, то данный механизм можно рассматривать как „созидательное разрушение“. Желательно, чтобы организации, попавшие под банкротство, не имели высокого уровня закредитованности и значительного объема незавершенного строительства».