Госдума приняла все необходимые поправки и изменения в законы, которые еще оставляют лазейки экологам для деятельности, способной затормозить возведение важных объектов, прежде всего — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Эксперты говорят, что перечень подобных строек будет расти.
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки к закону «Об охране озера Байкал». Новые поправки разрешают «Российским железным дорогам» массовые вырубки леса для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 31 декабря 2024 г. Список объектов инфраструктуры, под которые можно проводить вырубку леса, будет определен правительством. А согласно поправкам в Закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) региональные и муниципальные власти могут изменять границы ООПТ регионального или местного значения, исключая из них земли, предназначенные для строительства БАМа и Транссиба (подобное исключение было сделано для строительства объектов Олимпиады 2014 г. в Сочи). Также внесены изменения в закон об экологической экспертизе. Отныне при модернизации магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба в границах ООПТ до 2025 г. проводить экспертизу не требуется.
Поправки вступят в силу после одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ.
По официальной версии, такие решительные меры предпринимаются в расчете на то, что после реализации китайского проекта «Новый шелковый путь» объемы ж/д перевозок могут возрасти до 30—50 млн т в год.
Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин говорит на радио «Бизнес ФМ»: «В рамках этих проектов планируется строительство вторых путей, что подразумевает под собой расширение зоны отчуждения под железную дорогу».
Руководитель же программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крендлин говорит: «Пожалуй, самый неприятный момент с экологической точки зрения — это отмена экологической экспертизы. Полностью отменяется экспертиза любых проектов на особо охраняемых природных территориях регионального значения, не только на байкальской природной территории, а вообще, то есть в любом региональном заказнике можно строить практически все, что угодно, и никакой предварительной экологической оценки не будет».