Российское законодательство продолжает развиваться в направлении создания новых возможностей для государственно-частного партнерства. Новый закон о защите и поощрении капиталовложений предлагает потенциальным инвесторам, вкладывающим средства в различные отрасли российской экономики, определенные преференции. Важной особенностью заключения соглашения между публично-правовым образованием и частным лицом по этому закону является недопущение применения актов и решений публичных органов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Подробнее об особенностях сотрудничества между государством и частными лицами по новому законодательству читайте в материале.
В апреле 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ). Закон позволяет сформировать прогнозируемые условия реализации инвестиционных проектов, что станет существенным стимулом к осуществлению инвестиций на территории РФ. Ключевой новеллой закона является введение института соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее — СЗПК).
Стороны СЗПК
СЗПК заключается между частной стороной — организацией, реализующей новый инвестиционный проект (далее — организация, реализующая проект, ОРП), с одной стороны и одним или несколькими публично-правовыми образованиями с другой стороны (определение нового инвестиционного проекта дано в п. 6 ст. 1 Закона № 69-ФЗ).
В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается ОРП, специально созданная для реализации инвестиционного проекта, соответствующая совокупности следующих требований:
-
в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
-
не менее 90% всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.
Обязательной стороной СЗПК является субъект (субъекты) Российской Федерации, на территории которого (которых) осуществляется инвестиционный проект.
Условия участия Российской Федерации и (или) муниципальных образований в СЗПК зависят от порядка заключения СЗПК, а также некоторых иных условий, указанных ниже. Кроме того, следует иметь в виду, что соглашение о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого не является Российская Федерация или стороной которого является муниципальное образование, может быть заключено не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в силу Закона № 69-ФЗ.
В любом случае СЗПК может быть заключено не позднее 1 января 2030 г.
Предмет СЗПК
Предметом СЗПК является обеспечение публично-правовым образованием, являющимся стороной СЗПК, неприменения в отношении ОРП актов (решений) государственных органов (органов местного самоуправления), которые ухудшают условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности ОРП, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения СЗПК (стабилизационная оговорка). При этом каждое публично-правовое образование, являющееся стороной СЗПК, отвечает за неприменение «своих» актов (ч. 12 ст. 12 Закона № 69-ФЗ).
Ухудшающими условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности признаются акты (решения), которые:
-
увеличивают сроки осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
-
увеличивают количество этих процедур;
-
увеличивают размер взимаемых с ОРП платежей для реализации инвестиционного проекта;
-
устанавливают дополнительные требования к условиям реализации инвестиционного проекта (например, о предоставлении дополнительных документов);
-
устанавливают дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта.
Условия применения стабилизационной оговорки в отношении ОРП
Закон устанавливает закрытый перечень категорий актов (решений), в отношении которых действует стабилизационная оговорка (приведены в табл. 1). Возможность стабилизации соответствующих актов ставится в зависимость, прежде всего, от объема вносимых ОРП капиталовложений.
Таблица 1. Категории актов (решений), в отношении которых действует стабилизационная оговорка
Вид акта |
Объем капиталовложений ОРП для использования стабилизационной оговорки |
Срок действия стабилизационной оговорки |
Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин |
Не менее 10 млрд руб. (при этом Российская Федерация должна являться одной из сторон СЗПК) |
В течение срока, предусмотренного соглашением СЗПК |
Акты, изменяющие вступившее в силу решение о предоставлении меры государственной поддержки и влекущие за собой изменение сроков и (или) объемов предоставления меры государственной поддержки, указанной в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 69ФЗ, то есть:
|
Если стороной СЗПК является субъект РФ (за исключением Москвы и СанктПетербурга) и не является РФ — не менее 200 млн руб. и не более 1 млрд руб. Если стороной СЗПК является Москва или СанктПетербург и не является РФ — не менее 200 млн руб. Если стороной СЗПК является РФ:
|
В течение срока, предусмотренного СЗПК, равного сроку предоставления меры государственной поддержки, указанной в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 69ФЗ (см. столбец слева) |
Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона № 69ФЗ |
В течение трех лет со дня вступления соответствующих актов (решений) в силу при условии действия в этот период СЗПК |
|
Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ |
Не менее 10 млрд руб. (при этом Российская Федерация должна являться одной из сторон СЗПК) |
|
Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке |
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений (см. табл. 2).
Таблица 2. Максимальный срок применения стабилизационной оговорки
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки |
Объем капиталовложений ОРП |
6 лет |
До 5 млрд руб. |
15 лет |
От 5 млрд до 10 млрд руб. |
20 лет |
От 10 млрд руб. |
Срок применения стабилизационной оговорки однократно продлевается на срок до шести лет по заявлению ОРП, если такая организация, реализующая проект, выполнила одно из следующих условий:
-
приняла на себя обязательство по осуществлению капиталовложений, сформированных за счет доходов от реализации инвестиционного проекта, в данный проект или в иной инвестиционный проект, реализуемый на территории РФ (реинвестирование), в объеме не менее 1 млрд руб. в течение продленного срока применения стабилизационной оговорки;
-
в рамках реализации инвестиционного проекта заключила с субъектами малого или среднего предпринимательства договоры, общая совокупная стоимость которых составляет не менее 18% совокупной стоимости товаров, работ или услуг, приобретенных (заказанных) ОРП, в течение срока применения стабилизационной оговорки, уменьшенного на один год.
Ограничения по сфере реализации инвестиционного проекта
СЗПК заключается с ОРП при условии, что такое соглашение о защите и поощрении капиталовложений предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики, за исключением следующих сфер и видов деятельности:
-
игорный бизнес;
-
производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
-
добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
-
оптовая и розничная торговля;
-
деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
-
строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.
Процедура заключения СЗПК
Закон № 69-ФЗ предусматривает, что в течение одного года с даты его официального опубликования должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения» (далее — ГИС). Соответственно, до указанной даты соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключается на бумажном носителе, а после — с использованием ГИС, посредством его подписания каждой из сторон усиленной квалифицированной электронной подписью. Сведения о подписанном СЗПК вносятся Федеральным казначейством в реестр соглашений. С момента такой регистрации СЗПК считается заключенным.
Законом установлено два возможных порядка заключения СЗПК:
-
заявительный (частная проектная инициатива);
-
конкурсный (публичная проектная инициатива).
Заявительный порядок
Ключевой особенностью заключения СЗПК в заявительном порядке является то, что субъект Российской Федерации, на территории которого планируется осуществление инвестиционного проекта, а при соблюдении указанных выше условий — также и Российская Федерация, не может отказаться от заключения СЗПК, за исключением следующих случаев, когда:
-
заявление и прилагаемые к нему документы, в том числе проект соглашения о защите и поощрении капиталовложений, не соответствуют требованиям, установленным Законом № 69-ФЗ, и требованиям, утвержденным Правительством РФ;
-
заявление и прилагаемые к нему документы поданы с нарушением установленного порядка;
-
заявитель не является российским юридическим лицом или является государственным (муниципальным) учреждением либо государственным (муниципальным) унитарным предприятием;
-
инвестиционный проект не соответствует критериям нового инвестиционного проекта;
-
сфера российской экономики, в которой реализуется инвестиционный проект, не соответствует ограничениям, указанным выше;
-
заявителем представлена недостоверная информация о себе (информация, не соответствующая сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и (или) реестре выданных разрешений на строительство в случае, если предоставляется разрешение на строительство).
При отсутствии оснований для отказа в заключении СЗПК орган, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, а в применимых случаях — также федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ, подписывают соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП в ГИС.
Конкурсный порядок
При заключении СЗПК в конкурсном порядке договор заключается с победителем конкурса. Конкурс может быть объявлен субъектом (субъектами) Российской Федерации и (или) Российской Федерацией с согласия субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется осуществление инвестиционного проекта, путем публикации декларации о реализации инвестиционного проекта на официальном сайте ГИС.
В такой декларации должны быть указаны, в частности:
-
описание инвестиционного проекта, в том числе указание на территорию его реализации и перечень задач, на выполнение которых он направлен;
-
целевые показатели планируемого инвестиционного проекта;
-
доступные к использованию организацией, реализующей проект, инфраструктура и ресурсная база;
-
основные параметры товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, производимых, выполняемых, оказываемых или создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта;
-
минимальный размер предполагаемых капиталовложений;
-
меры государственной поддержки (в случае их предоставления);
-
перечень объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры, затраты на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Победителем конкурса признается организация, предложившая наилучшие условия реализации инвестиционного проекта, в том числе исходя из следующих приоритетных параметров:
-
наибольший объем капиталовложений;
-
наименьший объем мер государственной поддержки либо отсутствие таких мер;
-
кратчайшие сроки реализации инвестиционного проекта при наиболее высокой эффективности.
С организацией, признанной победителем конкурса, заключается СЗПК, соответствующее условиям декларации о реализации инвестиционного проекта и заявке на участие в конкурсе, поданной победителем конкурса.
Связанные договоры
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений должно содержать условия связанных договоров (ч. 8 ст. 10 Закона № 69-ФЗ). Связанный договор можно определить как договор, заключенный между ОРП и публично-правовым образованием:
-
направленный на содействие реализации инвестиционного проекта;
-
за соблюдение отдельных условий которого публично-правовое образование отвечает на основании СЗПК.
Закон выделяет три вида связанных договоров:
-
договор о предоставлении субсидии, договор о предоставлении бюджетных инвестиций, заключаемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
-
кредитный договор, предусматривающий предоставление организации, реализующей проект, кредитных средств по льготной ставке, если на момент признания такого договора связанным договором кредитор по нему является стороной соглашения о возмещении за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации доходов, недополученных таким кредитором вследствие предоставления кредитных средств по льготной ставке;
-
соответствующий законодательству Российской Федерации договор между организацией, реализующей проект, и регулируемой организацией (субъект естественных монополий и (или) иная организация, в отношении которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)), содержащий одно или несколько следующих условий:
-
условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, приобретаемых (получаемых) ОРП, устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций, определенных в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, субъекта (субъектов) Российской Федерации, и (или) условиями концессионных соглашений и (или) соглашений о ГЧП (МЧП), и (или) на основании «регуляторных контрактов»;
-
цена договора поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определяется по соглашению сторон, за исключением договоров, в отношении которых порядок определения цены установлен законом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
-
ОРП вправе требовать от регулируемой организации поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также обязуется производить установленные таким договором платежи, соответствующие стоимости и согласованным объемам товаров (работ, услуг), независимо от того, было ли предъявлено организацией, реализующей проект, требование о поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг (условие «бери или плати»);
-
создание (строительство), модернизация и (или) реконструкция объектов инфраструктуры могут осуществляться регулируемой организацией, при этом соответствующие расходы регулируемой организации на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры компенсируются организацией, реализующей проект, в объеме, предусмотренном договором (путем оплаты товаров, работ или услуг регулируемой организации в согласованных объемах и (или) путем выплаты денежных средств), в целях обеспечения для регулируемой организации достижения параметров эффективности инвестиций не ниже установленных документами регулируемой организации и (или) нормативными правовыми актами уполномоченных органов государственной власти.
Соответствующий договор может быть заключен как до, так и после заключения СЗПК. В обоих случаях необходимо, чтобы такой договор был признан связанным.
Если СЗПК заключается в порядке частной проектной инициативы, заявитель может подать ходатайство о признании ранее заключенного договора в качестве связанного. В отличие от СЗПК, такое ходатайство рассматривается не в заявительном порядке, а по существу — на предмет того, содействует ли представленный договор реализации инвестиционного проекта. В свою очередь, если СЗПК заключается на основании публичной проектной инициативы, то, как было отмечено выше, положения о мерах государственной поддержки, а также об условиях их предоставления включаются в декларацию о реализации инвестиционного проекта.
В том случае, когда любой из указанных выше договоров заключается уже в период действия СЗПК, для признания такого договора связанным подается ходатайство. Такое ходатайство подается одновременно с заявлением о заключении дополнительного соглашения к СЗПК, в соответствии с которым условия связанного договора включаются в состав СЗПК. Документы рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона № 69-ФЗ (частная проектная инициатива).
Ответственность сторон
-
Ответственность публично-правовых образований.
Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также в случае:
-
нарушения сроков и (или) объемов предоставления субсидий, бюджетных инвестиций по связанному договору;
-
нарушения сроков и (или) объемов предоставления субсидий кредитору по связанному договору;
-
изменения значений долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций и (или) положений «регуляторных контрактов», на основании которых были определены условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, приобретаемых (получаемых) ОРП, по связанному договору.
Ответственность публично-правового образования по общему правилу ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть разработана Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта, а именно — налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, НДС, ввозных таможенных пошлин, акцизов на автомобили легковые и мотоциклы.
В случае если стороной СЗПК является муниципальное образование, объем реального ущерба, который может быть взыскан с муниципального образования, не может превышать размер земельного налога, исчисленного ОРП, для уплаты в соответствующий местный бюджет.
Дополнительно Закон № 69-ФЗ ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, устанавливая следующий перечень условий для предъявления соответствующего требования:
-
ОРП осуществила капиталовложения в объеме, установленном в СЗПК;
-
все имущественные права, возникшие в рамках реализации инвестиционного проекта и подлежавшие регистрации, зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ;
-
все объекты недвижимого имущества, если инвестиционным проектом предполагается создание недвижимого имущества, введены в эксплуатацию в соответствии с законодательством РФ;
-
ОРП сообщила о нарушении своих прав и законных интересов в уполномоченный орган, заключивший СЗПК от имени публично-правового образования, должностные лица (органы) которого нарушили СЗПК;
-
у ОРП отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей, указанных выше (тех обязательных платежей, объемом которых ограничивается размер реального ущерба публично-правового образования).
-
Ответственность ОРП.
Закон № 69-ФЗ предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства.
Так, например, законом прямо оговаривается, что если в целях реализации инвестиционного проекта были направлены средства Фонда национального благосостояния, в том числе через организацию с публичным участием, и (или) предоставлены бюджетные инвестиции и (или) государственные гарантии, то при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает возможность расторжения СЗПК по инициативе публично-правового образования, с ОРП подлежат взысканию убытки.
Прекращение действия СЗПК
Если иное не предусмотрено законом, СЗПК действует до полного исполнения сторонами своих обязанностей. При этом соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть прекращено в любое время по соглашению сторон, если это не нарушает условий связанного договора.
-
Расторжение СЗПК по инициативе публично-правового образования.
СЗПК может быть расторгнуто в судебном порядке по инициативе любого публично-правового образования, являющегося его стороной, в следующих случаях:
-
предоставление ОРП недостоверных сведений при заключении или исполнении СЗПК;
- неосуществление капиталовложений, предусмотренных условиями СЗПК, в течение более чем двух лет по сравнению с тем, как данные условия определены в СЗПК (с учетом допустимых отклонений);
- ненаступление отдельных юридических фактов, предусмотренных СЗПК, в течение более чем двух лет по сравнению с тем, как данные условия определены в СЗПК (с учетом допустимых отклонений), в том числе: неполучение разрешения на строительство, отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отсутствие акта о введении объекта, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, в эксплуатацию и (или) отсутствие регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
-
нарушение ОРП или ее должностными лицами законодательства Российской Федерации, что привело к приостановлению деятельности ОРП либо к дисквалификации ее должностных лиц.
Во внесудебном порядке СЗПК может быть расторгнуто по инициативе публично-правового образования в следующих случаях:
-
если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
-
если принято решение о ликвидации ОРП.
-
Расторжение СЗПК по инициативе ОРП.
Организация, реализующая проект, вправе потребовать расторжения СЗПК только в судебном порядке — в случае существенного нарушения его условий публично-правовым образованием (с учетом того, что такое требование ОРП не нарушает условий связанного договора). При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Меры государственной поддержки
Закон № 69-ФЗ устанавливает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке ОРП могут быть возмещены затраты:
-
на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
-
на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Предельный объем возмещаемых затрат не может превышать:
-
50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
-
100% фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.
Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
В соглашении о предоставлении средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов сопутствующей инфраструктуры, должно быть определено лицо, в собственность которого поступает объект сопутствующей инфраструктуры. На передачу указанного объекта в собственность регулируемой организации или муниципального образования требуется согласие такой организации или такого муниципального образования.
Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены также меры поддержки (в том числе меры государственной поддержки), не предусмотренные Законом № 69-ФЗ. При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений (под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, направляемые на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.