Новый механизм защиты капиталовложений в инвестиционные проекты: какие преференции ждут инвесторов?

| статьи | печать

Российское законодательство продолжает развиваться в направлении создания новых возможностей для государственно-частного партнерства. Новый закон о защите и поощрении капиталовложений предлагает потенциальным инвесторам, вкладывающим средства в различные отрасли российской экономики, определенные преференции. Важной особенностью заключения соглашения между публично-правовым образованием и частным лицом по этому закону является недопущение применения актов и решений публичных органов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Подробнее об особенностях сотрудничества между государством и частными лицами по новому законодательству читайте в материале.

В апреле 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ). Закон позволяет сформировать прогнозируемые условия реализации инвестиционных проектов, что станет существенным стимулом к осуществлению инвестиций на территории РФ. Ключевой новеллой закона является введение института соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее — СЗПК).

Стороны СЗПК

СЗПК заключается между частной стороной — организацией, реализующей новый инвестиционный проект (далее — организация, реализующая проект, ОРП), с одной стороны и одним или несколькими публично-правовыми образованиями с другой стороны (определение нового инвестиционного проекта дано в п. 6 ст. 1 Закона № 69-ФЗ).

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается ОРП, специально созданная для реализации инвестиционного проекта, соответствующая совокупности следующих требований:

  • в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

  • не менее 90% всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Обязательной стороной СЗПК является субъект (субъекты) Российской Федерации, на территории которого (которых) осуществляется инвестиционный проект.

Условия участия Российской Федерации и (или) муниципальных образований в СЗПК зависят от порядка заключения СЗПК, а также некоторых иных условий, указанных ниже. Кроме того, следует иметь в виду, что соглашение о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого не является Российская Федерация или стороной которого является муниципальное образование, может быть заключено не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в силу Закона № 69-ФЗ.

В любом случае СЗПК может быть заключено не позднее 1 января 2030 г.

Предмет СЗПК

Предметом СЗПК является обеспечение публично-правовым образованием, являющимся стороной СЗПК, неприменения в отношении ОРП актов (решений) государственных органов (органов местного самоуправления), которые ухудшают условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности ОРП, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения СЗПК (стабилизационная оговорка). При этом каждое публично-правовое образование, являющееся стороной СЗПК, отвечает за неприменение «своих» актов (ч. 12 ст. 12 Закона № 69-ФЗ).

Ухудшающими условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности признаются акты (решения), которые:

  • увеличивают сроки осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

  • увеличивают количество этих процедур;

  • увеличивают размер взимаемых с ОРП платежей для реализации инвестиционного проекта;

  • устанавливают дополнительные требования к условиям реализации инвестиционного проекта (например, о предоставлении дополнительных документов);

  • устанавливают дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта.

Условия применения стабилизационной оговорки в отношении ОРП

Закон устанавливает закрытый перечень категорий актов (решений), в отношении которых действует стабилизационная оговорка (приведены в табл. 1). Возможность стабилизации соответствующих актов ставится в зависимость, прежде всего, от объема вносимых ОРП капиталовложений.


Таблица 1. Категории актов (решений), в отношении которых действует стабилизационная оговорка

Вид акта

Объем капиталовложений ОРП для использования стабилизационной оговорки

Срок действия стабилизационной оговорки

Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 млрд руб. (при этом Российская Федерация должна являться одной из сторон СЗПК)

В течение срока, предусмотренного соглашением СЗПК

Акты, изменяющие вступившее в силу решение о предоставлении меры государственной поддержки и влекущие за собой изменение сроков и (или) объемов предоставления меры государственной поддержки, указанной в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 69ФЗ, то есть:

  • субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

  • субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

Если стороной СЗПК является субъект РФ (за исключением Москвы и СанктПетербурга) и не является РФ — не менее 200 млн руб. и не более 1 млрд руб.

Если стороной СЗПК является Москва или СанктПетербург и не является РФ — не менее 200 млн руб.

Если стороной СЗПК является РФ:

  • не менее 250 млн руб. для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

  • не менее 500 млн руб. для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

  • не менее 1,5 млрд руб. для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

  • не менее 5 млрд руб. для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики

В течение срока, предусмотренного СЗПК, равного сроку предоставления меры государственной поддержки, указанной в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 14 Закона № 69ФЗ (см. столбец слева)

Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона № 69ФЗ

В течение трех лет со дня вступления соответствующих актов (решений) в силу при условии действия в этот период СЗПК

Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

Не менее 10 млрд руб. (при этом Российская Федерация должна являться одной из сторон СЗПК)

Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений (см. табл. 2).


Таблица 2. Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

6 лет

До 5 млрд руб.

15 лет

От 5 млрд до 10 млрд руб.

20 лет

От 10 млрд руб.

Срок применения стабилизационной оговорки однократно продлевается на срок до шести лет по заявлению ОРП, если такая организация, реализующая проект, выполнила одно из следующих условий:

  • приняла на себя обязательство по осуществлению капиталовложений, сформированных за счет доходов от реализации инвестиционного проекта, в данный проект или в иной инвестиционный проект, реализуемый на территории РФ (реинвестирование), в объеме не менее 1 млрд руб. в течение продленного срока применения стабилизационной оговорки;

  • в рамках реализации инвестиционного проекта заключила с субъектами малого или среднего предпринимательства договоры, общая совокупная стоимость которых составляет не менее 18% совокупной стоимости товаров, работ или услуг, приобретенных (заказанных) ОРП, в течение срока применения стабилизационной оговорки, уменьшенного на один год.

Ограничения по сфере реализации инвестиционного проекта

СЗПК заключается с ОРП при условии, что такое соглашение о защите и поощрении капиталовложений предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики, за исключением следующих сфер и видов деятельности:

  • игорный бизнес;

  • производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);

  • добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);

  • оптовая и розничная торговля;

  • деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);

  • строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Процедура заключения СЗПК

Закон № 69-ФЗ предусматривает, что в течение одного года с даты его официального опубликования должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения» (далее — ГИС). Соответственно, до указанной даты соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключается на бумажном носителе, а после — с использованием ГИС, посредством его подписания каждой из сторон усиленной квалифицированной электронной подписью. Сведения о подписанном СЗПК вносятся Федеральным казначейством в реестр соглашений. С момента такой регистрации СЗПК считается заключенным.

Законом установлено два возможных порядка заключения СЗПК:

  • заявительный (частная проектная инициатива);

  • конкурсный (публичная проектная инициатива).

Заявительный порядок

Ключевой особенностью заключения СЗПК в заявительном порядке является то, что субъект Российской Федерации, на территории которого планируется осуществление инвестиционного проекта, а при соблюдении указанных выше условий — также и Российская Федерация, не может отказаться от заключения СЗПК, за исключением следующих случаев, когда:

  • заявление и прилагаемые к нему документы, в том числе проект соглашения о защите и поощрении капиталовложений, не соответствуют требованиям, установленным Законом № 69-ФЗ, и требованиям, утвержденным Правительством РФ;

  • заявление и прилагаемые к нему документы поданы с нарушением установленного порядка;

  • заявитель не является российским юридическим лицом или является государственным (муниципальным) учреждением либо государственным (муниципальным) унитарным предприятием;

  • инвестиционный проект не соответствует критериям нового инвестиционного проекта;

  • сфера российской экономики, в которой реализуется инвестиционный проект, не соответствует ограничениям, указанным выше;

  • заявителем представлена недостоверная информация о себе (информация, не соответствующая сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и (или) реестре выданных разрешений на строительство в случае, если предоставляется разрешение на строительство).

При отсутствии оснований для отказа в заключении СЗПК орган, уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, а в применимых случаях — также федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ, подписывают соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП в ГИС.

Конкурсный порядок

При заключении СЗПК в конкурсном порядке договор заключается с победителем конкурса. Конкурс может быть объявлен субъектом (субъектами) Российской Федерации и (или) Российской Федерацией с согласия субъектов Российской Федерации, на территории которых планируется осуществление инвестиционного проекта, путем публикации декларации о реализации инвестиционного проекта на официальном сайте ГИС.

В такой декларации должны быть указаны, в частности:

  • описание инвестиционного проекта, в том числе указание на территорию его реализации и перечень задач, на выполнение которых он направлен;

  • целевые показатели планируемого инвестиционного проекта;

  • доступные к использованию организацией, реализующей проект, инфраструктура и ресурсная база;

  • основные параметры товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, производимых, выполняемых, оказываемых или создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта;

  • минимальный размер предполагаемых капиталовложений;

  • меры государственной поддержки (в случае их предоставления);

  • перечень объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры, затраты на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Победителем конкурса признается организация, предложившая наилучшие условия реализации инвестиционного проекта, в том числе исходя из следующих приоритетных параметров:

  • наибольший объем капиталовложений;

  • наименьший объем мер государственной поддержки либо отсутствие таких мер;

  • кратчайшие сроки реализации инвестиционного проекта при наиболее высокой эффективности.

С организацией, признанной победителем конкурса, заключается СЗПК, соответствующее условиям декларации о реализации инвестиционного проекта и заявке на участие в конкурсе, поданной победителем конкурса.

Связанные договоры

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений должно содержать условия связанных договоров (ч. 8 ст. 10 Закона № 69-ФЗ). Связанный договор можно определить как договор, заключенный между ОРП и публично-правовым образованием:

  • направленный на содействие реализации инвестиционного проекта;

  • за соблюдение отдельных условий которого публично-правовое образование отвечает на основании СЗПК.

Закон выделяет три вида связанных договоров:

  1. договор о предоставлении субсидии, договор о предоставлении бюджетных инвестиций, заключаемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

  2. кредитный договор, предусматривающий предоставление организации, реализующей проект, кредитных средств по льготной ставке, если на момент признания такого договора связанным договором кредитор по нему является стороной соглашения о возмещении за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации доходов, недополученных таким кредитором вследствие предоставления кредитных средств по льготной ставке;

  3. соответствующий законодательству Российской Федерации договор между организацией, реализующей проект, и регулируемой организацией (субъект естественных монополий и (или) иная организация, в отношении которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)), содержащий одно или несколько следующих условий:

  • условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, приобретаемых (получаемых) ОРП, устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций, определенных в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, субъекта (субъектов) Российской Федерации, и (или) условиями концессионных соглашений и (или) соглашений о ГЧП (МЧП), и (или) на основании «регуляторных контрактов»;

  • цена договора поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определяется по соглашению сторон, за исключением договоров, в отношении которых порядок определения цены установлен законом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

  • ОРП вправе требовать от регулируемой организации поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также обязуется производить установленные таким договором платежи, соответствующие стоимости и согласованным объемам товаров (работ, услуг), независимо от того, было ли предъявлено организацией, реализующей проект, требование о поставке товаров, выполнении работ или оказании услуг (условие «бери или плати»);

  • создание (строительство), модернизация и (или) реконструкция объектов инфраструктуры могут осуществляться регулируемой организацией, при этом соответствующие расходы регулируемой организации на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры компенсируются организацией, реализующей проект, в объеме, предусмотренном договором (путем оплаты товаров, работ или услуг регулируемой организации в согласованных объемах и (или) путем выплаты денежных средств), в целях обеспечения для регулируемой организации достижения параметров эффективности инвестиций не ниже установленных документами регулируемой организации и (или) нормативными правовыми актами уполномоченных органов государственной власти.


Соответствующий договор может быть заключен как до, так и после заключения СЗПК. В обоих случаях необходимо, чтобы такой договор был признан связанным.

Если СЗПК заключается в порядке частной проектной инициативы, заявитель может подать ходатайство о признании ранее заключенного договора в качестве связанного. В отличие от СЗПК, такое ходатайство рассматривается не в заявительном порядке, а по существу — на предмет того, содействует ли представленный договор реализации инвестиционного проекта. В свою очередь, если СЗПК заключается на основании публичной проектной инициативы, то, как было отмечено выше, положения о мерах государственной поддержки, а также об условиях их предоставления включаются в декларацию о реализации инвестиционного проекта.

В том случае, когда любой из указанных выше договоров заключается уже в период действия СЗПК, для признания такого договора связанным подается ходатайство. Такое ходатайство подается одновременно с заявлением о заключении дополнительного соглашения к СЗПК, в соответствии с которым условия связанного договора включаются в состав СЗПК. Документы рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона № 69-ФЗ (частная проектная инициатива).

Ответственность сторон

  • Ответственность публично-правовых образований.

Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также в случае:

  1. нарушения сроков и (или) объемов предоставления субсидий, бюджетных инвестиций по связанному договору;

  2. нарушения сроков и (или) объемов предоставления субсидий кредитору по связанному договору;

  3. изменения значений долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций и (или) положений «регуляторных контрактов», на основании которых были определены условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, приобретаемых (получаемых) ОРП, по связанному договору.

Ответственность публично-правового образования по общему правилу ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть разработана Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта, а именно — налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, НДС, ввозных таможенных пошлин, акцизов на автомобили легковые и мотоциклы.

В случае если стороной СЗПК является муниципальное образование, объем реального ущерба, который может быть взыскан с муниципального образования, не может превышать размер земельного налога, исчисленного ОРП, для уплаты в соответствующий местный бюджет.

Дополнительно Закон № 69-ФЗ ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, устанавливая следующий перечень условий для предъявления соответствующего требования:

  1. ОРП осуществила капиталовложения в объеме, установленном в СЗПК;

  2. все имущественные права, возникшие в рамках реализации инвестиционного проекта и подлежавшие регистрации, зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ;

  3. все объекты недвижимого имущества, если инвестиционным проектом предполагается создание недвижимого имущества, введены в эксплуатацию в соответствии с законодательством РФ;

  4. ОРП сообщила о нарушении своих прав и законных интересов в уполномоченный орган, заключивший СЗПК от имени публично-правового образования, должностные лица (органы) которого нарушили СЗПК;

  5. у ОРП отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей, указанных выше (тех обязательных платежей, объемом которых ограничивается размер реального ущерба публично-правового образования).

  • Ответственность ОРП.

Закон № 69-ФЗ предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства.

Так, например, законом прямо оговаривается, что если в целях реализации инвестиционного проекта были направлены средства Фонда национального благосостояния, в том числе через организацию с публичным участием, и (или) предоставлены бюджетные инвестиции и (или) государственные гарантии, то при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает возможность расторжения СЗПК по инициативе публично-правового образования, с ОРП подлежат взысканию убытки.

Прекращение действия СЗПК

Если иное не предусмотрено законом, СЗПК действует до полного исполнения сторонами своих обязанностей. При этом соглашение о защите и поощрении капиталовложений может быть прекращено в любое время по соглашению сторон, если это не нарушает условий связанного договора.

  • Расторжение СЗПК по инициативе публично-правового образования.

СЗПК может быть расторгнуто в судебном порядке по инициативе любого публично-правового образования, являющегося его стороной, в следующих случаях:

  1. предоставление ОРП недостоверных сведений при заключении или исполнении СЗПК;

  2. неосуществление капиталовложений, предусмотренных условиями СЗПК, в течение более чем двух лет по сравнению с тем, как данные условия определены в СЗПК (с учетом допустимых отклонений);
  3. ненаступление отдельных юридических фактов, предусмотренных СЗПК, в течение более чем двух лет по сравнению с тем, как данные условия определены в СЗПК (с учетом допустимых отклонений), в том числе: неполучение разрешения на строительство, отсутствие государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отсутствие акта о введении объекта, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, в эксплуатацию и (или) отсутствие регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
  4. нарушение ОРП или ее должностными лицами законодательства Российской Федерации, что привело к приостановлению деятельности ОРП либо к дисквалификации ее должностных лиц.

Во внесудебном порядке СЗПК может быть расторгнуто по инициативе публично-правового образования в следующих случаях:

  1. если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

  2. если принято решение о ликвидации ОРП.

  • Расторжение СЗПК по инициативе ОРП.

Организация, реализующая проект, вправе потребовать расторжения СЗПК только в судебном порядке — в случае существенного нарушения его условий публично-правовым образованием (с учетом того, что такое требование ОРП не нарушает условий связанного договора). При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Меры государственной поддержки

Закон № 69-ФЗ устанавливает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке ОРП могут быть возмещены затраты:

  • на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

  • на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат не может превышать:

  • 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;

  • 100% фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

В соглашении о предоставлении средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов сопутствующей инфраструктуры, должно быть определено лицо, в собственность которого поступает объект сопутствующей инфраструктуры. На передачу указанного объекта в собственность регулируемой организации или муниципального образования требуется согласие такой организации или такого муниципального образования.

Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены также меры поддержки (в том числе меры государственной поддержки), не предусмотренные Законом № 69-ФЗ. При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений (под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, направляемые на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.