В прошлом июне исследовательский холдинг «Ромир» изучил отношение респондентов к текущей экономической ситуации в стране. Аналогичные опросы проводятся им на протяжении нескольких лет подряд, что позволяет его экспертам отслеживать динамику в данном вопросе.
Согласно результатам опроса «Ромира», шестеро из десяти (60%) россиян считают, что Россия находится в экономическом кризисе. Этот показатель продолжает расти с 2017 г. — тогда об этом заявляли 40% респондентов. Треть опрошенных (33%) считают, что в нашей стране есть некоторые проблемы экономического характера. Доля подобных ответов, напротив, снижается — в 2017 г. она равнялась 46%, в 2019-м — 38%.
Лишь 2% россиян заявили, что в России все хорошо и никаких экономических проблем нет. Это, отмечают аналитики «Ромира», один из самых низких показателей за все время наблюдения. Чаще других об этом заявляли россияне в возрасте от 18 до 24 лет. Еще 5% затруднились с ответом.
Второй вопрос задавался с целью выяснить, в чем лично для россиян выражается кризис. В целом авторы исследования отмечают повышение всех проявлений кризиса по сравнению с предыдущими годами. Так, подавляющее большинство респондентов (80%) отметили рост цен на товары и услуги наряду с инфляцией. Текущее значение оказалось таким же, как и в предыдущих исследованиях.
Шестеро из десяти россиян (60%) заявили о сокращениях персонала на предприятиях и росте безработицы, что в два раза больше, чем год назад (32%). Кроме того, 54% отметили сокращение заработных плат. Чаще других об этом заявляли респонденты 18—34 лет.
Девальвацию рубля отметили 43% респондентов, еще треть (32%) — трудности с выплатой кредитов, где отмечается сильный рост за весь период наблюдения. Реже всего россияне заявляли о напряженной международной обстановке как о проявлении кризиса (29%). Это немного больше значений предыдущих лет, но уступает показателю 2015 г.
«Пандемия продолжает оказывать влияние на жизнь наших соотечественников, и вопрос о вреде вируса и/или борьбы с ним остается открытым. Неизменен лишь факт, что россияне на себе ощущают все болезненные последствия: увольнения, рост цен, угрозу бедности и другие. Примечательно, что в большей степени тревога коснулась молодого поколения, которое за свою жизнь пережило не так много кризисных явлений, что и делает их более восприимчивыми к экономической нестабильности», — комментирует данные опроса президент исследовательского холдинга «Ромир», доктор социологических наук Андрей Милехин.