Восстановление потребительского спроса идет медленно, отмечали участники форума «Инфраструктурные инициативы бизнеса». В этих условиях высокий мультипликативный эффект инфраструктурных проектов сможет обеспечить быстрый выход российской экономики из кризиса, а также успешный посткризисный экономический рывок. Стимулировать инвестиции здесь может создание законодательных условий для бизнеса, в частности соглашения о защите и поощрении капвложений, а также долгосрочное финансирование.
Развитие инфраструктурных инициатив бизнеса представители частных и государственных компаний, а также руководители федеральных органов власти, институтов развития обсуждали в режиме видеоконференции.
Нехватка качественно проработанных проектов, по оценке президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, является ключевой проблемой, которая тормозит развитие рынка инвестиций в инфраструктуру.
Зачастую проекты на региональном уровне сталкиваются с необходимостью привлечения дополнительных федеральных средств для реализации. Это приводит к ситуации, когда публичная сторона и инвестор готовы к заключению соглашения, но вынуждены ждать одобрения возможности федерального финансирования либо заключать соглашение с оговоркой о вступлении в силу в том случае, если федеральным бюджетом будет выделено дополнительное финансирование для капитального гранта. В результате реализация проекта начинает «буксовать», что отталкивает потенциальных инвесторов от финансирования разработки и структурирования подобных соглашений.
Среди норм государственного регулирования, которые смогут стимулировать частные инвестиции в инфраструктуру, г-н Шохин выделил соглашения о защите и поощрении капвложений (СЗПК): «Завершается работа над временным порядком заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе в части компенсации расходов инвесторов на инфраструктуру. Минфин проявляет максимальную конструктивность при организации данной дискуссии. Ждем доработанный с учетом предложений компаний-членов алгоритм и порядок заключения СЗПК».
Новый банковский институт, способный помочь частным предпринимателям с финансированием строительства инфраструктурных проектов на первоначальном этапе, предлагает создать Минтранс.
«Очень важно для тех идей, которые есть в транспортном комплексе, проговорить возможность создания или использования одного из существующих институтов для обеспечения финансирования проектов на начальном уровне, — отметил замминистра Иннокентий Алафинов. — Понятно, что самое начало проектов — это самые риски, как регуляторные и проектные, так и риски взаимоотношений с госвластью. Одно из наших предложений — создание такого института. Может быть, на базе существующих, а может быть, на базе нового института развития, который мог бы с помощью мультипликатора помогать начинать проекты. Причем помогать не государству, а именно частным инвесторам».
Минтранс надеется, что новый институт займется финансированием проектов по аналогии с Россельхозбанком.
Необходимость создания специализированного финансового центра, способного обеспечить поддержку новым инфраструктурным проектам, отметил инвестиционный директор АО «РВК» Алексей Басов. В качестве примера грамотного управления инвестициями он привел работу одного из фондов, поддерживающего инфраструктуру Дальнего Востока с учетом государственных интересов.
Предложенные участниками Форума инициативы будут в ближайшее время систематизированы и переданы в правительство, пообещал А. Шохин.