Эксперты «Вышки» сделали оценку мер государственной политики, которые использовались в разных странах для борьбы с коронавирусом, и подготовили международный рейтинг государств по эффективности противостояния пандемии. Лучше всех справились со вспышкой вируса Австралия, Польша и Япония. Россия заняла седьмое место в агрегированном рейтинге, причем эксперты отмечают довольно быстрое восстановление деловой активности (шестая позиция) при невысоких объемах бюджетного стимулирования (16-я ступенька).
В подготовке рейтинга стран по эффективности противодействия пандемии COVID-19 аналитики ВШЭ сформировали выборку из 48 стран с суммарной численностью населения 6,35 млрд человек (82,5% населения мира).
Авторы исследования рассматривали три среза: экономический — минимизация ущерба для экономики; социальный — сохранение доходов и занятости граждан, а также обеспечение доступности образования; медицинский — результаты системы здравоохранения и сохранение жизней. По каждому срезу были определены свои компоненты для оценок и построены сводные рейтинги, а затем был сформирован агрегированный рейтинг.
Сводный рейтинг по экономическому срезу рассчитывался на основе пяти отдельных компонент: бюджетный стимул (% ВВП); изменение деловой активности (в % к базовому месяцу начала эпидемии); изменение локальной мобильности населения; изменение транспортной связности; устойчивость интернет-инфраструктуры.
Россия заняла шестое место в рейтинге экономической активности. В июне текущего года значение индекса PMI составило 49,4 балла по сравнению с 48,2 балла в феврале 2020 г. (базовом, докризисном месяце для РФ).
Важная деталь: в рейтинге по размерам бюджетных стимулов наша страна находится лишь на 16-й позиции (МВФ оценивает размер российской антикризисной программы в 3,4% ВВП).
Больше всех на восстановление национальной экономики потратили Соединенные Штаты.
По уровню компоненты «изменение локальной мобильности населения» у России восьмое место (лидер тут Швеция), а по индикатору «изменение транспортной связности» — вторая позиция (после Китая). Устойчивость национальной интернет-инфраструктуры находится на 20-й ступеньке.
Среди лидеров по уровню экономической активности в самый тяжелый период пандемии (будем надеяться, что он уже позади) оказались Австралия и Малайзия, которые характеризуются деловой активностью на 5—10% больше значений базового месяца. В аутсайдерах — Индонезия и Мексика, где показатели деловой активности находятся на уровне 23—25% ниже соответственно.
Стремительного роста безработицы удалось избежать
В социальном рейтинге наиболее высокие позиции у нашей страны зафиксированы в компоненте «изменение занятости», которая показывает, насколько эффективны были действия государства и бизнеса для сохранения стабильности на рынке труда.
«России благодаря принятым мерам господдержки удалось избежать заметного сокращения занятости: за март — май 2020 г. было потеряно менее 1,1 млн рабочих мест. По эффективности мер поддержки рынка труда Россия занимает шестое место в мире, уступая лишь Польше и некоторым странам Западной Европы», — отмечают авторы исследования.
Карантинные ограничения и сокращение доходов стали сильным шоком для потребления домашних хозяйств во всех странах. В структуре ВВП многих из них потребление домохозяйств составляет основную часть, поэтому его изменение оказывает сильное влияние на динамику ВВП, и наша страна здесь не стала исключением.
В России достаточно сильно просел потребительский спрос, что является свидетельством серьезного падения доходов, а также выросла стоимость лекарств и средств индивидуальной защиты (масок, санитайзеров, дезинфицирующих средств).
Чтобы оценить успешность адаптации систем образования в период эпидемии, был построен специальный агрегированный индикатор, который учитывает такие параметры, как технологии сохранения учебного процесса, проведение экзаменов в школах и т.д. По этому показателю Россия входит во вторую группу наиболее успешных стран, где среди лидеров — Австрия, Германия, Израиль и Канада.
Летальность на низком уровне
В сводном рейтинге по медицинскому срезу Россия заняла шестое место (77 баллов). Высокий результат нашей стране обеспечили хорошие показатели практически по всем его компонентам. Так, по мощности системы здравоохранения, где учитывается количество больничных коек, врачей и среднего медперсонала на 100 тыс. населения, Россия находится на шестом месте, по количеству тестов на COVID-19 — на второй позиции, уступая только Великобритании и опережая Израиль. «Широкомасштабное тестирование — также один из возможных вариантов для сдерживания распространения вируса», — подчеркивают разработчики рейтинга.
По уровню «пиковой нагрузки» — максимального количества новых случаев за 30 дней на 100 тыс. населения — наша страна оказалась в середине списка. «В частности, ограничительные меры правительства в России позволили сгладить пик инфицирования. Поэтому в рейтинге пиковой нагрузки положение нашей страны выше, чем при сравнении случаев инфицирования в целом», — поясняют авторы исследования.
Что касается смертности от COVID-19, то по этому показателю Россия оказалась в числе стран с низким уровнем числа смертей на 100 тыс. населения (менее пяти).
Антилидером по количеству смертей на 100 тыс. населения стала Бельгия, где этот показатель превышает 30, за ней следуют Великобритания и Испания. Наиболее низкие показатели смертности в Китае, Австралии, Японии и Южной Корее.
В агрегированном рейтинге Россия заняла седьмое место с 68 баллами из 100 возможных, уступив Австралии (78 баллов), Польше (75), Японии (74), Чехии (74), Германии (73) и Австрии (70).