Влияние пандемии на договорные отношения: обзор постановлений Пленума ВС РФ в связи с распространением коронавирусной инфекции

| статьи | печать

Распространение коронавируса само по себе, а также принимаемые властями меры во многих случаях привели к невозможности исполнения обязательств контрагентами. О том, можно ли и при каких условиях можно признать коронавирус и ограничительные меры государственных органов обстоятельствами непреодолимой силы, читайте в материале. Рассмотрим ситуации, в которых может оказаться компания, и расскажем, на что можно рассчитывать с учетом разъяснений Верховного суда и Торгово-промышленной палаты.

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с конца февраля — середины марта 2020 г. во многих субъектах РФ был введен режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В итоге деятельность многих организаций оказалась под запретом, в частности, парализованной оказалась деятельность авиакомпаний, туристического бизнеса, фитнес-центров, объектов физической культуры и спорта, торговых центров, ресторанов, кафе, организаций в сфере культуры и многих других предприятий. Бизнес понес и продолжает нести серьезные убытки, а многие организации не могут исполнить свои обязательства. В этой связи возникает множество вопросов, в частности, можно ли признать коронавирус и/или ограничительные и запретительные меры, предпринятые государством и направленные на прекращение его распространения, обстоятельством непреодолимой силы?

В ГК РФ установлены критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ).

Пленум ВС РФ в постановлении от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» дал толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы. Так, для признания обстоятельства обстоятельством непреодолимой силы необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Критерий чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Верховный суд о влиянии коронавируса на применение гражданского законодательства

В апреле 2020 г. Президиум ВС РФ утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (далее — Обзор по коронавирусу № 1). Этот обзор состоит из частей, посвященных вопросам применения процессуального, гражданского законодательства, законодательства о банкротстве, законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства.

В части Обзора по коронавирусу № 1, посвященной вопросам применения гражданского законодательства, Верховный суд рассмотрел, в частности, вопрос о том, возможно ли эпидемиологическую обстановку, ограничительные меры и режим самоизоляции признать обстоятельствами непреодолимой силы или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения, в том числе в связи с принятием акта государственного органа. И если это возможно, то при каких условиях.

По мнению Верховного суда, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация. Поэтому существование обстоятельств непреодолимой силы должно устанавливаться индивидуально (а не автоматически) с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и других обстоятельств).

Верховный суд разъяснил, что обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также меры по ограничению ее распространения, принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе приостановление деятельности организаций в ряде сфер промышленности, ограничение передвижения физических лиц, перенос массовых мероприятий, могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы при условии их соответствия критериям таких обстоятельств, а также если будет установлена причинная связь между данными обстоятельствами и неисполнением обязательств.

Отсутствие денег как основание для освобождения от ответственности

Важным представляется комментарий Верховного суда относительно возможности признания отсутствия денег у должника обстоятельством непреодолимой силы. Несмотря на то что исторически суды не признают отсутствие у должника необходимых денежных средств основанием для освобождения от ответственности, если их отсутствие вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., в некоторых случаях оно все же может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если любой разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами. В качестве примера Верховный суд приводит допустимость освобождения от ответственности в связи со значительным снижением размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения. В этой связи можно предположить, что суды будут применять вышеуказанные правила в основном к организациям, относящимся к отраслям, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции.

Что происходит с обязательством после того, как обстоятельства непреодолимой силы отпали

Верховный суд напомнил, сославшись на п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Кроме того, нужно учитывать, что кредитор имеет право отказаться от договора, если вследствие просрочки, объективно возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

В Обзоре по коронавирусу № 1 Верховный суд указал, что для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

  • наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;

  • наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;

  • непричастность стороны к возникновению обстоятельств непреодолимой силы;

  • добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Если обстоятельства непреодолимой силы и (или) принятие актов органов государственной власти/местного самоуправления привели к полной или частичной невозможности исполнения обязательства, данное обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании ст. 416 и 417 ГК РФ.

Верховный суд также указал, что при рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.

Значительный интерес и практическое значение для бизнес-сообщества представляют собой разъяснения Верховного суда РФ в отношении иных вопросов, рассмотренных в рамках применения гражданского законодательства (вопросы 5—8 Обзора по коронавирусу № 1).

Перенос сроков исполнения обязательств

Объявленные указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и по общему правилу не являются основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст. 193 ГК РФ. Иное означало бы приостановление исполнения всех гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям указов Президента РФ.

Приостановление и восстановление сроков исковой давности

Если принятые органами государственной власти и местного самоуправления меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), препятствовали предъявлению иска, так как являлись для истца обстоятельством непреодолимой силы, то они могут быть признаны основанием для приостановления сроков исковой давности.

Пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен на основании ст. 205 ГК РФ, если принятые ограничительные меры помешали гражданам обратиться в суд с иском (по причине режима самоизоляции, невозможности обращения в силу возраста, состояния здоровья или иных обстоятельств).

Изменение условий или расторжение договора

Верховный суд весьма осторожно прокомментировал возможность изменения условий договора либо его расторжения судом по причинам, связанным с введением ограничительных мер, режима самоизоляции или эпидемиологической обстановкой, процитировав общие нормы ст. 451 ГК РФ о существенном изменении обстоятельств. ВС РФ подчеркнул, что при удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора, либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора.

При этом Верховный суд сослался на возможность отказа от договора либо изменения его условий в соответствии с иными нормами российского законодательства — в частности, согласно ст. 328 ГК РФ (неисполнение встречного обязательства по договору) либо ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Обзор Президиума ВС РФ по коронавирусу № 2: главное

Через некоторое время, 30 апреля 2020 г., Президиум ВС РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (далее — Обзор по коронавирусу № 2).

В четырех разделах этого Обзора Верховный суд дает ответы на вопросы применения законодательства в сфере гражданского, уголовного законодательства и законодательства о банкротстве.

В частности, Верховный суд разъяснил, что отсрочка по уплате арендной платы предоставляется арендаторам с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда.

Для предоставления отсрочки по уплате арендной платы достаточно факта включения арендатора в перечень предприятий, осуществляющих деятельность в отраслях наиболее сильно пострадавших от коронавирусной инфекции (COVID-19). Выполнение арендатором каких-либо дополнительных условий не требуется. В частности, арендатор не обязан доказывать невозможность использования арендованного помещения по назначению. Однако, если арендодатель докажет, что арендатор действовал недобросовестно и в действительности не пострадал или не пострадает от распространения новой коронавирусной инфекции, суд вправе отказать арендатору в предоставлении такой отсрочки.

Верховный суд также указал в Обзоре по коронавирусу № 2, что право на уменьшение арендной платы в связи с невозможностью использования арендованного помещения вследствие распространения коронавирусной инфекции возникает у арендатора с момента наступления такой невозможности. Если арендодатель необоснованно уклоняется от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, суд вправе уменьшить арендную плату с учетом размера, на который она обычно снижается в сложившейся ситуации.

Положения об отсрочке и уменьшении арендной платы применимы также к договорам аренды части недвижимой вещи.

В отношении вопросов применения законодательства о банкротстве Верховный суд указал, что после истечения срока действия моратория кредитор должен повторно направить уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. В период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория. Введение в отношении должника моратория означает также невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию).

Выдача документов о форс-мажоре Торгово-Промышленной Палатой в связи с коронавирусом

ТПП РФ бесплатно выдает сертификаты о форс-мажоре по внешнеторговым сделкам и международным договорам.

В отношении внутрироссийских договоров ТПП РФ выпустила Методические рекомендации по вопросам выдачи торгово-промышленными палатами заключений об обстоятельствах непреодолимой силы. В частности, в Методических рекомендациях содержится перечень сведений и документов, необходимых для выдачи заключения, а также порядок их предоставления.

Для получения заключения в ТПП РФ необходимо предоставить:

  • письменное заявление;

  • заверенные копии правоустанавливающих и регистрационных документов;

  • копии договоров, приложений и спецификаций, на основании которых у сторон возникли обязательства;

  • справку об объемах выполненных работ;

  • копии документов компетентных органов, подтверждающих события, на которые ссылается заявитель в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

ТПП РФ разъяснила, что для получения отсрочки или отмены уплаты арендной платы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции оформлять заключение в ТПП не требуется.

ТПП РФ также разъяснила, что заключение об обстоятельствах непреодолимой силы может быть выдано при наличии прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором.

Заключения, выданные ТПП РФ, применяются в качестве доказательства:

  • для решения вопросов с контрагентом, связанным с освобождением стороны сделки от гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства вследствие обстоятельств непреодолимой силы;

  • при рассмотрении спора между сторонами договора в судебном порядке.

Установление наличия или отсутствия обстоятельств непреодолимой силы является правовым вопросом, в случае возникновения спора этот вопрос должен быть разъяснен компетентным судом.

Заключение новых договоров после распространения пандемии

Необходимо учитывать, что при заключении новых договоров уже после того, как стало широко известно о пандемии, сослаться на распространение коронавируса в качестве обстоятельства непреодолимой силы не получится.

Спорным может являться вопрос об определении момента, с которого распространение новой коронавирусной инфекции следует признать общеизвестным фактом и, как следствие, обстоятельством, исключающим квалификацию указанных событий как чрезвычайных, то есть таких, которые невозможно было предусмотреть при заключении договора. Вероятно, такой датой может быть 31.12.2019, когда Китай сделал заявление о новой коронавирусной инфекции, либо 11.03.2020, когда Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию, либо дата введения конкретных ограничительных мер на территории субъекта. Необходимо следить за развитием судебной практики по этому вопросу.

При заключении новых договоров в сложившейся ситуации, когда распространение коронавируса продолжается, сторонам рекомендуется детально описывать разделы договора, регулирующие наступление обстоятельств непреодолимой силы, порядок уведомления контрагента в случае наступления указанных обстоятельств, действия сторон и последствия наступления данных обстоятельств.