Региональные власти просят наделить их полномочиями по контролю за рубкой лесов по госконтрактам и в противопожарных целях. Соответствующие законодательные инициативы внесены в нижнюю палату российского парламента.
Сразу два законопроекта, предусматривающих корректировку норм Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ), касающихся полномочий региональных органов власти, внесены в Госдуму.
Архангельское областное Собрание депутатов разработало и внесло в Госдуму законопроект № 981802-7. Он направлен на повышение эффективности контроля за оборотом древесины на территории страны. Кроме того, авторы проекта надеются, что обновленные нормы кодекса будут способствовать противодействию незаконного оборота древесины.
В настоящее время ч. 2 ст. 29.1 ЛК РФ установлено, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 ст. 75 ЛК РФ). К таким договорам, как правило, применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Полномочиями по заключению договоров наделены органы государственной власти субъектов Федерации (ст. 83 ЛК РФ).
Правом заключать договоры они наделены, а вот контролировать исполнение обязательств контрагентами фактически не могут. На это и обратили внимание архангелогородцы.
Да, приказом Минприроды от 17.10.2017 № 567 утвержден типовой договор купли-продажи лесных насаждений. И, в частности, положения типового договора предусматривают право продавца осуществлять проверки соблюдения покупателем условий договора. Но, как показывает анализ правоприменительной практики, этого недостаточно для эффективного контроля. Так, авторы инициативы отмечают, что на деле исполнение подобных договоров сопровождается многочисленными случаями нарушений целевого использования древесины, заготовленной для госнужд. Более того, даже тогда, когда нарушители, что называется, пойманы за руку, возникают сложности в привлечении их к ответственности.
Вышеуказанные проблемы возникают потому, что вопрос осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной для обеспечения государственных или муниципальных нужд, законодательством не урегулирован.
Некоторые субъекты РФ, не дожидаясь милости от центра, развивают собственные формы контроля. Однако системной работы в этой области не производится.
Депутаты областного заксобрания предлагают на федеральном уровне:
-
наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по осуществлению контроля за целевым использованием древесины, заготовленной для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд;
-
определить, что контроль за целевым использованием такой древесины осуществляется в порядке, установленном законодательством субъектов РФ;
-
установить, что нарушение требований о целевом использовании древесины, заготовленной для госнужд, влечет ответственность в виде неустойки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений.
Документом предусматривается, что его положения вступают в силу с 1 января 2021 г. Предполагается, что законопроект будет принят в осеннюю сессию.
Парламентарии Нижегородской области, в свою очередь, озаботились проблемой обеспечения противопожарного обустройства вокруг населенных пунктов, организаций и садоводческих (дачных) объединений. Подготовленный проект, по их мнению, позволит упорядочить рубку зеленых насаждений в целях создания противопожарных разрывов.
Областные парламентарии напоминают, что согласно ст. 536 ЛК РФ проведение сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков в целях создания противопожарных разрывов допускается только на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации из-за лесных пожаров.
Однако установленный на данный момент порядок никоим образом не предусматривает превентивных рубок лесов в профилактических целях, чтобы таким образом заранее подготовиться к разгулу стихии и защитить населенные пункты путем вырубки защитных полос — рубку возможно осуществить только тогда, когда уже возникла чрезвычайная ситуация. Законодатели отмечают, что деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, основу которой составляют превентивные мероприятия, должна быть направлена на уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Подготовленным ими законопроектом предлагается внести изменения в ст. 20, 111 и 536 ЛК РФ. Номер проекта 982939-7.
Поскольку реализация положений законопроекта может привести к расходам, покрываемым за счет федерального бюджета, на него потребуется заключение правительства.