Российские регионы по-разному отреагировали на вирусную пандемию и развернувшийся экономический кризис. В восьми субъектах Федерации сохранился рост экономики и приличные социальные характеристики, но подавляющее большинство регионов демонстрируют отрицательную динамику. Этим территориям, по оценке РАНХиГС, нужна господдержка — реализация масштабных инвестиционных проектов и бюджетная помощь нуждающимся людям.
Оценку социально-экономического положения регионов эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) провели за счет использования двух интегральных индексов.
Во-первых, динамического индекса, где в качестве компонент применялись индексы экономической активности, реальных доходов населения, реальных собственных доходов консолидированного бюджета региона и уровня безработицы (по методологии МОТ).
Во-вторых, статического индекса, в котором использовались 35 факторных характеристик социально-экономического положения субъектов Федерации.
На этой основе для каждого региона аналитики РАНХиГС рассчитали сводные интегральные индексы, отражающие текущее социально-экономическое положение региона и его прогнозную оценку на начало следующего года.
К началу июня текущего года на просторах нашей необъятной страны отмечено заметное ухудшение социально-экономического положения: интегральный динамический индекс для Российской Федерации за январь — май 2020 г. составил 0,92 (снижение на 8% к аналогичному периоду прошлого года).
Важная деталь: одновременно произошло существенное сокращение собственных бюджетных доходов субъектов Федерации.
При сохранении сложившихся трендов к концу 2020 г. социально-экономическое положение России в целом, согласно прогнозу аналитиков Академии, может стать менее благоприятным по сравнению с началом текущего года на 4%.
Но даже в такой сложной ситуации нескольким регионам удалось сохранить в целом позитивные тенденции их социально-экономического положения.
Речь идет о различных по характеру своей экономики территориях: Смоленской (динамический индекс составил 1,03 к уровню 2019 г.), Тверской (1,04), Курганской (1,02), Магаданской (1,02), Сахалинской (1,01) областях, Республике Ингушетии (1,08), Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (1,08), Чукотском автономном округе (1,21).
В то же время в ряде регионов наблюдаются гораздо более выраженные, чем в целом по стране, негативные изменения социально-экономического положения: как ни странно, в Москве (динамический индекс составил 0,84 к уровню 2019 г.) и Санкт-Петербурге (0,77), в Кабардино-Балкарской Республике (0,87), Удмуртской Республике (0,86), в республиках Северная Осетия — Алания (0,78), Марий Эл (0,83), Тыва (0,80), Хакасия (0,77), в Красноярском крае (0,83). Низкие показатели также отмечаются в Ивановской (0,86), Орловской (0,82), Вологодской (0,80), Мурманской (0,79), Новгородской (0,79), Ульяновской (0,84), Свердловской (0,80) и Томской (0,80) областях.
Более детальное рассмотрение ситуации в регионах свидетельствует о существенной дифференциации в их экономиках основных компонентов кризисных процессов.
Так, в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов свой негативный вклад в развитие кризиса внесли практически все его компоненты. В Ивановской области определяющее значение в этом плане имело значительное снижение экономической активности хозяйствующих субъектов (на 8,2%, в том числе по платным услугам населению — на 13,6%, по строительным работам — на 45%), а также рост безработицы в 1,37 раза. В Орловской области основными факторами стали сокращение собственных бюджетных доходов (на 8,5%), а также рост безработицы (в 1,55 раза). Эти же факторы стали ключевыми и в Новгородской области (сокращение собственных бюджетных доходов на 13,2%, рост безработицы в 1,54 раза).
В регионах Северо-Кавказского федерального округа эксперты отмечают существенное сокращение собственных бюджетных доходов (на 13%) и рост безработицы в 1,37 раза в Кабардино-Балкарской Республике, где при сохраняющемся общем росте экономической активности оборот розничной торговли снизился на 11,4%, а объем платных услуг населению — на 13,9%. В Республике Северная Осетия — Алания наблюдается снижение уровня экономической активности (в целом на 9,8%, в том числе при сокращении оборота розничной торговли на 11,5%, объема платных услуг населению — на 33,1%, объема строительных работ — на 47,3%) и рост безработицы (в 1,58 раза).
Среди регионов Приволжского федерального округа выделяется Республика Марий Эл, где рост безработицы составил 1,52 раза, снижение объема промышленного производства — 10,1%, платных услуг населению — 16,2%. В Ульяновской области произошло сокращение экономической активности на 9,5%, в том числе объема промышленного производства — на 12,7%, платных услуг населению — на 10,5%, объема строительных работ — на 20,4%, а также снижение объема собственных бюджетных доходов на 15,1% и рост безработицы в 1,35 раза.
В числе наиболее остро отреагировавших на кризис регионов Сибири и Дальнего Востока находятся республики Тыва и Хакасия. В Республике Тыва основными составляющими кризисных процессов выступили значительное сокращение экономической активности (в целом на 27,6%, в том числе снижение объема промышленного производства на 39,5%, объема платных услуг населению — на 18,2%, объема строительных работ — на 21,1%), сокращение собственных бюджетных доходов на 15%, рост безработицы в 1,34 раза. В Республике Хакасии отмечается значительное сокращение объема собственных бюджетных доходов (на 30,5%), а также крайне высокий рост безработицы (в 2,06 раза).
Проведенный РАНХиГС анализ показывает, что основными направлениями поддержки перечисленных регионов должны стать стимулирование роста экономической активности за счет реализации ключевых инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом; специальных программ для предприятий малого и среднего бизнеса.
Также важна дополнительная финансовая помощь наиболее нуждающимся группам населения.