Число малых и средних предприятий, по данным ФНС на 10 августа нынешнего года, упало на фоне экономического кризиса на 461 тыс. по сравнению с 10 июля 2020 г. (–7,6% за месяц). Однако количество работников, наоборот, немного возросло — на 251 тыс. чел. (+1,6%). Эксперты объясняют этот парадокс влиянием мер государственной поддержки, многие из которых были нацелены именно на сохранение рабочих мест.
Федеральная налоговая служба на этой неделе представила данные о динамике ключевых показателей малых и средних предприятий за последний месяц и в течение всего предыдущего года. Налоговики провели актуализацию Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), убрав из него компании, которые либо прекратили деятельность, либо по факту не сдают отчетность. Кроме того, предприятия, которые увеличили свой оборот, перешли в другую «весовую категорию» — крупный бизнес. Также из реестра МСП исключили аффилированные предприятия, в которых доля госкомпаний больше определенного процента.
Количество малых и средних предприятий в целом по России на 10 августа текущего года составило (без учета самозанятых) 5,6 млн и по сравнению с августом 2019 г. сократилось на 247 тыс. (–4,2%). Но по отношению к показателю на 10 июля 2020 г. количество МСП снизилось существенно больше (–7,6% всего за один месяц), что свидетельствует о тяжести развернувшегося кризиса для малых компаний.
Вместе с тем численность работников, занятых в МСП, выросла: +251 тыс. к июлю 2020 г. и +129 тыс. к августу прошлого года. Аналитики объясняют этот необычный тренд тем, что многие меры государственной поддержки были ориентированы в первую очередь на сохранение рабочих мест.
«Все государственные меры поддержки бизнеса были привязаны к сохранению рабочих мест и занятости. Это сработало реально — и благодаря этому сектор МСП не только не сократил число сотрудников, но и увеличил, — комментирует ситуацию президент „Опоры России“ Александр Калинин. — По сути, все принятые меры поддержки позволили частично „обелить“ бизнес, и многие компании официально оформили часть своих сотрудников для того, чтобы претендовать на большие субсидии и льготы».
Здесь также нужно учитывать, что в Едином реестре пока нет самозанятых, которых сейчас около 900 тыс. против 200 тыс. в прошлом году. Введение федеральными и региональными властями по всей стране возможности применения режима самозанятых определенно компенсирует снижение числа субъектов МСП в регионах.
Резкий спад количества микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, по оценке главы Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктора Ермакова, можно во многом объяснить их переходом в категорию самозанятых в результате кризиса.
В региональном разрезе только в двух субъектах Федерации (Ленинградской области и Чукотском АО) увеличилось число МСП по сравнению с августом 2019 г. В остальных регионах количество малых предпринимателей сократилось.
В сегменте микро- и малого бизнеса снижение числа предпринимателей составило 4,3 и 3,3% соответственно. Количество ИП в Едином реестре за год сократилось на 3,4% и составило 3 260 643 единиц.
Одновременно число средних предприятий за год возросло на 5,2%, а занятость в данном сегменте выросла на 9,4%. В наибольшей степени выросло количество юридических лиц — средних предприятий (+5,3%). Стоит отметить, что число средних предприятий в стране выросло впервые за много лет.
«Это может говорить об эффекте федерального проекта по акселерации МСП. Начали работать акселерационные механизмы, в том числе через квотирование закупок у госкорпораций и механизмы выращивания поставщиков, администрируемые Корпорацией МСП, — отмечает глава „Опоры России“. — Другой причиной может являться трансформация части крупных предприятий в средние в результате падения выручки в период острого кризиса во II квартале».
Интересная деталь: практически во всех отраслях экономики, которые правительство отнесло к категории пострадавших, зафиксирована регистрация новых субъектов МСП в период действия самого большого количества ограничительных мер (в апреле — июле 2020 г.). Общее количество вновь зарегистрированных субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях за указанный период составило 67 479 единиц.
Лидером роста числа новых предпринимателей является сегмент «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» — 18 595 вновь созданных субъектов МСП с апреля по июль 2020 г. Также существенное число новых предприятий зафиксировано в секторах «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» — 7748, «Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах» — 7813, «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» — 4789, «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта» — 4524.
Интерес к малому бизнесу в стране, по словам А. Калинина, растет, несмотря на кризис и локдаун, через которые предпринимателям пришлось пройти. Свою роль в росте популярности предпринимательства в России сыграли информационные каналы и сервисы для МСП: портал «Бизнес-навигатор малого и среднего предпринимательства», созданный Корпорацией МСП; реализуемые «Опорой России» образовательные программы, такие как «Мама-предприниматель»; программы «Бизнес класс» от Google и Сбербанка; платформа «Деловая среда»; программа «Ты — предприниматель»; обучающие программы для региональных команд, проводимые по линии Минэкономразвития.
Определенные надежды также дает рост Индекса RSBI (исследование самочувствия и настроений отечественного малого и среднего бизнеса, реализуемое «Опорой России» совместно с ПАО «Промсвязьбанк» на протяжении пяти лет). Последние результаты, за июнь 2020 г., показали существенный рост Индекса (до 45 п. в июне против 41,9 п. в мае и 38,5 п. в апреле), что свидетельствует о восстановлении экономической активности МСП.
Дальнейший тренд развития сектора малого и среднего предпринимательства будет зависеть от динамики российской экономики в целом и особенно потребительского спроса, на который ориентировано большинство субъектов МСП. Вряд ли масштабы государственной поддержки останутся прежними длительное время, учитывая нарастающий дефицит федерального и региональных бюджетов на фоне сложной внешнеторговой конъюнктуры.