В условиях развернувшегося экономического кризиса страны с формирующимся рынком активно использовали меры политики, которые раньше применяли в основном развитые государства: сокращали ключевые ставки, снижали требования к работе банков и наращивали госдолг. Однако размеры мирового долга только за I квартал нынешнего года выросли на 10 п.п. и теперь составляют порядка 331% глобального ВВП. Источники финансирования мер государственной поддержки бизнеса и граждан сокращаются, и наступает время более сдержанной экономической политики.
Пандемия коронавируса далека от завершения, и экономикам стран с формирующимся рынком, по оценке экспертов Международного валютного фонда (МВФ), еще предстоит в полной мере испытать на себе ее последствия. Такие страны, как Китай, Уругвай и Вьетнам, смогли сдержать распространение вируса, в то время как Бразилия, Индия и ЮАР продолжают борьбу с ростом числа инфицированных, а России удается постепенно сокращать количество заболевших.
Экономики стран с формирующимся рынком сегодня подвергаются воздействию многочисленных шоков. Помимо последствий, вызванных ограничением внутренней экономической активности, ситуацию усугубляет падение внешнего спроса. Из-за сокращения туристических потоков особенно пострадали страны, зависящие от туризма, а также государства — экспортеры нефти, например Россия, столкнувшаяся с обвалом цен на сырьевые ресурсы. Учитывая прогнозируемое падение объемов мировой торговли и цен на нефть — на 10 и 40% соответственно, экономикам стран с формирующимся рынком придется нелегко.
Неудивительно, что МВФ прогнозирует в этом году в экономиках стран с формирующимся рынком снижение на 3,2%, что станет самым значительным спадом для этой группы государств за всю историю наблюдений фонда. Для сравнения: во время мирового финансового кризиса 2009 г. рост в этой группе стран существенно сократился, но все же остался в положительной зоне (2,6%).
Меры экономической политики были решительными...
Без чрезвычайных мер поддержки бизнеса и граждан воздействие кризиса могло быть намного более тяжелым. Однако в отличие от прошлых лет, когда экономики стран с формирующимся рынком, как правило, прибегали к ужесточению экономической политики, чтобы предотвратить стремительный отток капитала и препятствовать влиянию ослабления курса национальной валюты на инфляцию, на этот раз они использовали инструменты, аналогичные действиям, предпринимаемым в развитых государствах.
Многие экономики стран с формирующимся рынком, в том числе Мексика, Россия и ЮАР, в течение этого периода прибегали к смягчению денежно-кредитной политики.
В некоторых случаях на фоне ограниченных возможностей для дальнейшего снижения процентных ставок и нестабильности на рынке страны впервые прибегли к нетрадиционным мерам политики. К ним относится покупка государственных и корпоративных облигаций, хотя их объемы до настоящего времени оставались незначительными по сравнению с более крупными развитыми экономиками. Что касается мер для сдерживания оттока капитала, то до настоящего времени они, напротив, применялись весьма ограниченно.
Аналогичная картина характерна и для мер налогово-бюджетной политики.
...но следующий этап может оказаться более трудным
Невзирая на эти усилия, прогноз для экономик стран с формирующимся рынком омрачается ввиду серьезной неопределенности. Среди многочисленных рисков главный обусловлен тем, что кризис в сфере здравоохранения может оказаться затяжным, а это создает угрозу жизни населения и может повлечь за собой более тяжелые экономические последствия. Преодолеть более серьезный спад будет непросто.
«Экономики стран с формирующимся рынком достаточно успешно прошли первый этап кризиса, однако следующий этап может оказаться куда более трудным, — комментирует ситуацию директор департамента по вопросам стратегии, политики и анализа МВФ Мартин Мюлейзен. — Вирус не ослабевает, финансовые условия по-прежнему неустойчивы, а пространство для маневра ограничено — особенно в странах с высоким риском экономической неприемлемости долга. Эта группа государств весьма велика. Примерно в трети всех экономик стран с формирующимся рынком к началу кризиса уже отмечался высокий уровень долга и, согласно нашим оценкам, отсутствуют или стремительно сокращаются возможности для дополнительных дискреционных мер налогово-бюджетной политики».
По мере продолжения кризиса возникает серьезная опасность того, что на фоне проблем с ликвидностью появятся опасения по поводу платежеспособности. Помимо критического уровня суверенного долга, в ряде экономик стран с формирующимся рынком вызывает тревогу чрезвычайно высокий риск дефолтов по корпоративным облигациям. Помимо того, кризис нанес более серьезный удар по бедному населению, что в результате увеличения неравенства еще сильнее осложнит задачу проведения экономической политики во многих государствах.
Учитывая комплексный характер этих задач, для их решения потребуются, по мнению аналитиков МВФ, многосторонние ответные меры экономической политики. Во-первых, разрабатываемые меры на внутренних рынках должны преследовать цель обеспечить более долговременный и всеобъемлющий рост. Во-вторых, в случаях отсутствия полноценного доступа к финансовым рынкам потребуется привлечение помощи двусторонних и многосторонних кредиторов. К настоящему времени МВФ предоставил 22 странам с формирующимся рынком финансовую помощь в объеме примерно 72 млрд долл. Наконец, в странах с экономически неприемлемым уровнем долга потребуются своевременные и долгосрочные решения этих проблем путем поиска механизмов широкого распределения нагрузки между кредиторами, в том числе в частном секторе.