В августе россияне традиционно с опаской ожидают падения курса рубля, ставшего привычным после дефолта в последнем месяце лета 1998 г. В нынешнем году отечественная финансовая система выглядит вполне стабильно за счет солидных золотовалютных резервов (600 млрд долл.) и крепкого Фонда национального благосостояния (12,9 трлн руб.). Однако спусковым крючком для резкого обесценения рубля могут стать новые санкции и назревающий геополитический кризис, связанный с событиями в Беларуси.
Вероятность ремейка печально известных событий августа 1998 г. считают довольно высокой ряд экспертов, которые акцентируют внимание на возможности второй волны коронавируса и сокращения мирового спроса на нефть. Так, директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев прогнозирует, что при таком развитии событий вновь упадет экономическая активность, вырастет объем государственного и корпоративного долга, что может привести к серьезному снижению курса рубля.
Похожий сценарий развития экономики и, соответственно, курсовой динамики немногим ранее предполагали аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Они прочили в случае второй волны COVID-19 падение курса нашей национальной валюты до 87—91 руб. за доллар.
Госдолг далек от критической отметки
Более оптимистичного мнения придерживаются эксперты ВШЭ. Вице-президент «Вышки» Лев Якобсон называет такие прогнозы «предельно мрачными». В августе 1998 г. ситуация была иной, тогда отечественная финансовая система оказалась неспособной выплачивать внутренние и внешние долги из-за пирамиды государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Правительство объявило о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики», которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней было приостановлено выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и залоговым операциям. Была прекращена купля и продажа ГКО. Одновременно Центробанк перешел на плавающий курс рубля в коридоре между 6 и 9,5 руб. за доллар.
«И в 1998-м, и в 2020-м российская и мировая экономика столкнулись с кризисом, в том числе со снижением цен на энергоносители, — комментирует ситуацию г-н Якобсон. — Но нынешняя экономическая ситуация существенно отличается от того, что было двадцать два года назад. Главное отличие — наличие у правительства и Центробанка значительных резервов и низкий уровень госдолга».
По данным Банка России, на начало 1998 г. совокупный внешний долг составлял 182,9 млрд долл., из которых 147,7 млрд приходилось на государство. На 1 июля 2020 г. внешний госдолг составлял всего 65,5 млрд долл. при совокупном долге в 477,3 млрд долл. Но если на 7 августа 1998 г. в золотовалютных резервах ЦБ было всего 17 млрд долл., то на 7 августа 2020-го — 600,7 млрд долл. То есть объем золотовалютных резервов сегодня покрывает и госдолг, и долги финансового сектора и компаний, тогда как двадцать два года назад он был ничтожен.
«Сейчас правительству, действительно, приходится наращивать заимствования из-за падения цен на нефть и сокращения ее добычи, а также снижения налоговых поступлений в результате простоя экономики в связи с ограничительными мерами, — отмечает ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. — При этом есть различные прогнозы, как этот кризис может развиваться».
На данный момент, по словам г-на Чернявского, большинство прогнозов предполагает, что дефицит федерального бюджета в 2020 г. будет на уровне 5% ВВП. Этот дефицит формируется в результате необходимости финансировать бюджетные обязательства в условиях существенного сокращения доходов, поддержку региональных бюджетов и внебюджетных фондов, а также дополнительные затраты на здравоохранение, социальную сферу и отдельные отрасли экономики. Причем в данном случае речь идет об умеренном сценарии, который основан на средней цене на нефть 40 долл. за баррель.
Выпадающие нефтегазовые доходы правительство будет финансировать за счет использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках бюджетного правила. Вся остальная часть финансирования приходится на заимствования и составит, по оценке А. Чернявского, около 4 трлн руб., что не приведет к катастрофическому сценарию.
Прогноз на среднесрочную перспективу также не выглядит рискованным. Госдолг в России ниже, чем в среднем в группе развитых стран и целом ряде развивающихся государств. Ничто не указывает, по мнению г-на Чернявского, на опасный уровень этого долга и возможное объявление дефолта.
Нынешний уровень внутреннего госдолга РФ на 1 августа составляет 10,7 трлн руб., что соответствует примерно 10% ВВП. Внешний долг, по данным Минфина, на 1 июля 2020 г. оценивался в 51 млрд долл. (порядка 3,7 трлн руб. по текущему курсу). Долги субъектов Федерации и муниципалитетов составили на ту же дату около 2,5 трлн руб. (без учета кредитов, полученных из бюджетной системы РФ). Итого получается около 17 трлн руб., или 15% ВВП.
Критическое соотношение долга к ВВП, согласно маастрихтским критериям для стран Евросоюза, равняется 60%. Для государств с сильной и развитой экономикой допустимы и более высокие цифры, а для развивающихся стран показатель может быть около 40%. Если наши заимствования вырастут в тех пределах, о которых говорит Минфин, это будет далеко от критических показателей.
Кроме того, нужно учитывать, что у Минфина есть планы по сдерживанию увеличения расходов на 2021 г. и в среднесрочной перспективе, а цены на нефть могут немного подрасти после завершения пандемии и мирового кризиса. Поэтому правительству в дальнейшем, по оценке эксперта Центра развития, не потребуется существенное дополнительное финансирование за счет заимствований, а значит — рост долга замедлится.
Санкции могут ослабить рубль
Вместе с тем на курс нашей национальной валюты существенно влияют не только экономические, но и геополитические факторы. А здесь ситуация выглядит не столь стабильной, как в бюджетной системе.
Комитет по разведке Сената США на этой неделе представил отчет по результатам расследования о вмешательстве в выборы, в котором Россию обвиняют в том, что она поспособствовала проигрышу демократической партии в 2016 г. В случае победы Джо Байдена на президентских выборах в ноябре нашу страну, возможно, ждут новые экономические санкции.
Между тем валютный рынок болезненно реагирует на любую информацию, связанную с возможным вмешательством России в белорусский кризис. К примеру, сообщения некоторых СМИ о колонне машин с военнослужащими в сторону Луги в конце прошлой недели вызвали небольшое снижение курса рубля.
Но если такие колонны все-таки не доедут до белорусской границы, то вполне вероятным выглядит прогноз научного руководителя Института экономики, члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга, — курс рубля будет держаться в интервале 75—80 за доллар в среднесрочной перспективе.