В штатном расписании многих компаний присутствует такая должность, как бухгалтер-кассир. Государственная инспекция труда в г. Москве в письме от 06.07.2020 № 77/10-26013-ОБ/18-1299 разбиралась с вопросом, правомерно ли введение такой должности.
?рудовое законодательство не запрещает работодателю указывать в штатном расписании двойные должности. Такие должности предусмотрены Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), утвержденным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, и Квалификационным справочником, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37. В этих документах, к примеру, есть должности бухгалтер-контролер и бухгалтер-ревизор. А вот должности бухгалтер-кассир в них нет. В связи с этим возникает вопрос: имеет ли право работодатель самостоятельно ввести в штатное расписание такую должность?
По мнению чиновников, при введении двойной должности объединенные должности должны быть родственными по своему содержанию, сложности, необходимому уровню профессионализма сотрудника. Если присутствуют существенные отличия в объединяемых должностях, введение двойного наименования в штатное расписание неправомерно.
Таким образом, работодатель самостоятельно принимает решение — оформлять двойную должность или вводить две должности, которые сотрудник будет совмещать или занимать по совместительству. Исключение составляют сотрудники, чья работа связана с наличием льгот либо ограничений, а также работники, которым присваиваются тарифные разряды. Их должность следует указывать в соответствии с квалификационными справочниками и профессиональными стандартами.
Также в комментируемом письме специалисты московской трудовой инспекции дали свои рекомендации по рассматриваемой ситуации. Так, если сотрудник работает преимущественно бухгалтером, но иногда ему поручают решать вопросы кассового обслуживания, то в штатном расписании нужно указать именно должность «бухгалтер», а не двойную должность «бухгалтер-кассир». В противном случае при установлении двойной должности имеет место выполнение сотрудником по договору двух трудовых функций, что должно быть оформлено совмещением либо совместительством. Такой вывод ведомство сделало на основании п. 19 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.85 № 31/3-30. В нем сказано, что если сотрудник выполняет работы разных профессий (на разных должностях), то наименование профессии (должности) в штатном расписании устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ.
Отметим, что аналогичная по сути позиции содержится в письме Минтруда России от 20.07.2016 № 14-2/В-688. В нем рассмотрен вопрос о возможности включения в должностную инструкцию бухгалтера обязанностей кассира. Чиновники указали следующее. Чтобы в обязанности бухгалтера входило ведение кассы, работодатель должен:
заключить с ним соглашение о совмещении должностей и ознакомить его под роспись с должностной инструкцией кассира. В соглашении нужно установить размер доплаты за совмещение и срок совмещения (например, на период отпуска кассира или до приема работника на должность кассира);
издать приказ о возложении на работника обязанностей кассира в порядке совмещения должностей;
оформить прием-передачу кассы.
Из приведенных разъяснений следует, что чиновники не одобряют введение в штатное расписание должности бухгалтера-кассира. Однако в трудовом законодательстве запрета на это нет. Поэтому, на наш взгляд, работодатель имеет право установить такую должность.