Отчетность заказчиков по госзакупкам: сколько нужно закупить у малого бизнеса и как правильно посчитать?

| статьи | печать

У госзаказчиков нередко возникают проблемы, связанные с формированием отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Нормы законодательства о госзакупках создают почву для двойственного толкования порядка расчета объемов таких закупок. А при неправильном расчете есть риск, что заказчик понесет административную ответственность за недостижение необходимого объема. О том, какую методику расчета следует применять, с опорой на судебную практику читайте в материале.

При формировании отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО) многие заказчики пользуются разного рода методическим рекомендациям, которые зачастую не соответствуют порядку расчетов, установленному ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Будучи введенными в заблуждение, заказчики рискуют быть привлеченными к административной ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ за неосуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в установленном законодательством размере или по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ за размещение информации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Как показывает практика, основной ошибкой является неправильное исчисление совокупного годового объема закупок для целей расчета доли СМП и СОНО (СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО).

Понятие совокупного годового объема закупок

Закон № 44-ФЗ содержит различный объем понятий «совокупный годовой объем закупок», а именно: «совокупный годовой объем закупок» и «совокупный годовой объем закупок для целей определения доли закупок среди СМП и СОНО» — это разные вещи.

Сначала разберемся с понятием «общего» совокупного годового объема закупок («общий» СГОЗ).

Закон № 44-ФЗ в п. 16 ч. 1 ст. 3 определяет понятие «совокупный годовой объем закупок» как утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (закупка) — это совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Иными словами, закупка — это не заключение контракта на определенную сумму, а его финансовое обеспечение, то есть оплата по нему в соответствующем отчетном периоде.

В течение финансового года заказчик осуществляет закупки:

  • по контрактам, заключенным в текущем году, в размере оплаты, производимой в текущем году;

  • по контрактам, заключенным в предыдущих годах, в размере оплаты, производимой в текущем году.

Таким образом, если исходить из определения СГОЗ, приведенного в п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, и содержащегося в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ понятия «закупка», СГОЗ заказчика равен сумме, затраченной им в соответствующем отчетном году на закупки, осуществленные в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе на оплату по контрактам, заключенным до отчетного года.

Аналогичный подход изложен в письмах Минфина России от 16.06.2017 № 24-01-09/37707 и от 29.09.2017 № 24-01-10/64059: СГОЗ в смысле п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ — это средства, предназначенные для оплаты в течение года товаров (работ, услуг), которые закупаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе по контрактам прошлых лет.

Размер указанного «общего» СГОЗ заказчика справочно отражается в плане-графике.

Обратимся к норме ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, в которой указано, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 этой статьи.

В силу ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного ч. 1 данной статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  • услуг по предоставлению кредитов;

  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 данного закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 данного закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 этой статьи;

  • работ в области использования атомной энергии;

  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Проблемы правоприменения при определении СГОЗ

Наибольшие проблемы возникают у заказчиков при применении п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ и связаны с толкованием данного пункта различными комментаторами и контрольными органами.

Так, бытует не соответствующее дословному содержанию данной нормы мнение, что при определении СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО «общий» СГОЗ подлежит уменьшению на размер закупок, осуществленных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением всех закупок, осуществленных в соответствии с п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако из дословного содержания п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ следует, что из «общего» СГОЗ вычитаются все закупки, осуществленные у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением только несостоявшихся процедур, проведенных среди СМП и СОНО, а не всех несостоявшихся процедур.

Норма п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ прямо отсылает к конкретным закупкам, осуществленным в соответствии с п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ — проведенным в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Цитируем документ

При определении объема закупок в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки <…> единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25—25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи.

В пункте 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ речь идет исключительно о закупках, проводимых непосредственно среди СМП и СОНО.

Цитируем документ

…проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

То же самое указано и в постановлении Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (вместе с «Правилами подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе») (далее — Постановление № 238).

В абзаце 4 п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у СМП и СОНО, утвержденных Постановлением № 238, указано следующее.

Цитируем документ

В абзаце четвертом указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона (за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25—25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона), за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

А в абзаце 4 позиции 2 Отчета об объеме закупок у СМП и СОНО, утвержденного Постановлением № 238, указано: «объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Федерального закона (за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона), за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну».

Фраза «за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона» в тексте Постановления № 238 заключена в скобки, что еще более очевидно показывает, как именно нужно трактовать п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ: из «общего» СГОЗ нужно вычесть всю ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением только закупок, осуществленных на основании п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в связи с признанием несостоявшимся процедур, которые проводились исключительно среди СМП и СОНО.

Неправильное толкование п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ может существенно сказаться на правильности расчета, и заказчика могут привлечь к административной ответственности за неосуществление закупок среди СМП и СОНО в необходимом размере при том, что он эти закупки осуществил.

Правильное определение общего СГОЗ: позиция суда

Рассмотрим конкретный пример из практики КУ ОО «Орелгосзаказчик», подтвержденный состоявшимися и вступившими в законную силу судебными актами (решение Заводского районного суда г. Орла от 22.01.2020 по делу № 12-15/2020, постановление Орловского областного суда от 10.03.2020 по делу № 21-54/2020).

Пример расчета

«Общий» СГОЗ 2018 года КУ ОО «Орелгосзаказчик» составил 3 243 849 838 рублей.

Закупок у СМП и СОНО осуществлено на 231 419 219 рублей.

Размер закупок, осуществленных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, составил 2 627 615 281 рублей, из которых:

  • в соответствии с п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в связи с признанием процедур их определения несостоявшимися, составил 2 594 971 490 рублей, из которых только 68 162 615 руб. — несостоявшиеся процедуры, проведенные среди СМП и СОНО непосредственно (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ);

  • в соответствии с иными пунктами ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, кроме п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, 32 643 791 рублей.

Если рассчитывать СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО с нарушением п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ и вычесть из «общего» СГОЗ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением всех закупок по п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО будет:

3 243 849 838 рублей – 32 643 791 рублей = 3 211 206 047 рублей.

Соответственно, 15% от 3 211 206 046 руб. составят 481 680 907 рублей, а заказчик осуществил закупок среди СМП и СОНО на 231 419 219 рублей.

В подобном случае административный орган придет к выводу, что заказчик не выполнил требования ст. 30 Закона № 44-ФЗ и не осуществил закупок среди СМП и СОНО на 15% от СГОЗ, рассчитанного в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. Заказчика привлекут к административной ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Однако если правильно применять п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчик требование ст. 30 Закона № 44-ФЗ выполнил и состава административного правонарушения в его действиях нет.

Для корректного расчета из «общего» СГОЗ нужно вычесть все закупки, осуществленные по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением только 68 162 615 руб. закупок по несостоявшимся процедурам, проведенным среди СМП и СОНО.

Правильный СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО составит:

3 243 849 838 – 32 643 791 – (2 594 971 490 – 68 162 615) = 684 397 172.

Из закупок по несостоявшимся процедурам исключаем несостоявшиеся процедуры среди СМП и СОНО и уменьшаем «общий» СГОЗ на полученную разность и на размер закупок по иным пунктам ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, или из «общего» СГОЗ вычитаем все закупки по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и прибавляем обратно несостоявшиеся среди СМП и СОНО:

3 243 849 838 – 32 643 791 – 2 594 971 490 + 68 162 615 = 684 397 172,

что математически одно и то же.

Таким образом, в приведенном примере неправильное толкование п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ давало погрешность в расчетах на сумму 2,5 млрд руб. не в пользу заказчика: при неправильном определении СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО он составил 3 211 206 047 руб., тогда как при правильном — 684 397 172 руб.

При правильном расчете, осуществив закупки среди СМП и СОНО на сумму 231 419 219 руб., заказчик осуществил закупки у СМП и СОНО в объеме 33,81% от СГОЗ, рассчитанного в порядке ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (684 397 172 руб.), и в два раза превысил минимально требуемый объем таких закупок.

Производство по делу об административном правонарушении было прекращено судом в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Методика расчета СГОЗ

После того как мы разобрались с механизмом определения совокупного годового объема закупок, рассчитанного в порядке ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО), важно понять, какие цифры и по какому принципу использовать в расчете.

Поскольку совокупный годовой объем закупок в смысле п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ («общий» СГОЗ) — это финансовое обеспечение закупок в том числе по контрактам прошлых лет, при определении СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО, а также при определении объема закупок у СМП и СОНО необходимо использовать соответствующие суммы закупок по контрактам прошлых лет.

Например, в предыдущем году заказчик заключил контракт на 10 млн рублей. При этом указанный контракт был заключен на основании п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по результатам признания несостоявшейся процедуры, проведенной не среди СМП и СОНО. В прошлом году по контракту было оплачено 6 млн, в отчетном году — 4 млн руб. Иными словами, указанные 4 млн руб. вошли в «общий» СГОЗ отчетного года. Если они вошли в «общий» СГОЗ отчетного года, следовательно, это закупки, осуществленные заказчиком в отчетном году. Это полностью соответствует и понятию «общего» СГОЗ, установленному п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, и закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ понятию «закупка». Поскольку 4 млн руб. — это закупки отчетного года, они должны фигурировать во всех соответствующих расчетах. Так как закупка на 4 млн руб. была осуществлена на основании контракта, заключенного в порядке ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, и при этом она не является закупкой по результатам несостоявшейся процедуры, проведенной среди СМП и СОНО, ее размер в силу ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ подлежит вычитанию из «общего» СГОЗ отчетного года при определении СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО.

Если аналогичная закупка осуществлена в отчетном году по контракту прошлого года на основании п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием несостоявшейся процедуры, проведенной среди СМП и СОНО, ее размер при определении СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО в силу ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ из «общего» СГОЗ отчетного года не вычитается.

Таким же образом мы определяем и объем закупок у СМП и СОНО.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять закупки у СМП и СОНО путем:

  • проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО;

  • осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО.

Даже в том случае, если конкурентная процедура признается несостоявшейся и контракт заключается с лицом, подавшим единственную заявку, либо единственную заявку, признанную соответствующей документации, то есть с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке п. 25—25.3 ч. 1 ст. Закона № 44-ФЗ, закупка осуществляется.

Заказчик, применивший установленные ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ методы для заключения контракта с СМП и СОНО, не способен влиять на количество поданных заявок. Даже в случае наличия единственной заявки заказчик предпринял необходимые меры для заключения контракта с СМП и СОНО (осуществил определение контрагента установленным ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ способом) и контракт был фактически заключен и исполняется СМП и СОНО, то есть закупка осуществлена среди СМП и СОНО и цель правового регулирования ст. 30 Закона № 44-ФЗ реализована.

Аналогичным образом и способы определения контрагента, проводимые не среди СМП и СОНО, но с установлением процента субподряда (соисполнения) СМП и СОНО, признанные несостоявшимися в результате наличия единственной заявки, приводят к фактическому осуществлению закупки с участием СМП и СОНО. То есть заказчиком и выбран, и реализован способ осуществления закупки среди СМП и СОНО.

Таким образом, все закупки заказчика, осуществленные по контрактам, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в связи с признанием конкурентной процедуры, предусмотренной ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, несостоявшейся, являются закупками у СМП и СОНО, поскольку:

  • заказчик осуществил конкурентную процедуру в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ;

  • контракт был заключен с лицом, принимавшим участие в процедуре (с СМП и СОНО, если участвовать могли только они) и на условиях процедуры (с привлечением СМП и СОНО, если участвовать могли все, но были обязаны привлечь к субподряду/соисполнению СМП и СОНО);

  • контракт фактически исполнялся и закупка осуществлялась у СМП и СОНО (если участвовать могли только они), или с привлечением СМП и СОНО в соответствующей части (если участвовать могли все, но были обязаны привлечь к субподряду/соисполнению СМП и СОНО).

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ закупки, которые осуществлены на основании п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 данного закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 данной статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у СМП и СОНО.

В объем закупок среди СМП и СОНО не включаются закупки, которые признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены, в результате чего заказчик объявил новую процедуру, отменив предусмотренное ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ ограничение на участие лиц, не являющихся СМП и СОНО. Такие закупки, осуществленные уже на общих основаниях, не являются закупками у СМП и СОНО и в объем закупок среди СМП и СОНО не включаются.

Можно привести пример и перечень тех сумм, которые потребуются заказчику для правильного расчета.

Пример расчета

СГОЗ 2019 года из плана-графика составляет 30 000 рублей.

Закупки по несостоявшимся процедурам, по контрактам 2018 года — 5000 рублей, из них:

  • несостоявшиеся среди СМП и СОНО непосредственно — 1000 рублей;

  • несостоявшиеся не среди СМП и СОНО непосредственно — 4000 рублей.

Закупки по несостоявшимся процедурам, по контрактам 2019 года — 6000 рублей, из них:

  • несостоявшиеся среди СМП и СОНО непосредственно — 900 рублей,

  • несостоявшиеся не среди СМП и СОНО непосредственно — 5100 рублей.

Итог:

  • все несостоявшиеся — 11 000 рублей,

  • из них несостоявшиеся среди СМП и СОНО — 1900 рублей,

  • несостоявшиеся не среди СМП и СОНО — 9100 рублей.

Закупки по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

  • по контрактам 2018 года — 300 рублей,

  • по контрактам 2019 года — 500 рублей.

Итого: 800 рублей.

Таким образом, в отчетном году всего закупок по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчиком осуществлено на 11 800 рублей (11 000 рублей закупок по п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 800 рублей закупок по иным пунктам ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Из них 1900 — закупки по п. 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием несостоявшимися процедур среди СМП и СОНО.

СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО:

30 000 – 800 – 11 000 + 1900 = 20 100 рублей,

или

30 000 – 800 – (11 000 – 1900) = 20 100 рублей,

или

30 000 – (800 + 11 000 – 1900) = 20 100 рублей

«общий» СГОЗ за минусом всей ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, кроме несостоявшихся среди СМП и СОНО.

Таким образом, заказчик должен закупить у СМП и СОНО на сумму не менее 15% от 20 100 рублей, то есть на 3015 рублей.

Переходим к расчету объема закупок у СМП и СОНО.

Закупок у СМП и СОНО:

Непосредственно у СМП и СОНО:

  • по состоявшимся процедурам по контрактам 2018 года — 300 рублей;

  • по состоявшимся процедурам по контрактам 2019 года — 400 рублей;

  • по несостоявшимся процедурам по контрактам 2018 года — 1000 рублей;

  • по несостоявшимся по контрактам 2019 года — 900 рублей.

Итог: 2600 рублей.

С привлечением СМП и СОНО:

  • по состоявшимся процедурам по контрактам 2018 года — 2000 рублей (объем привлечения СМП и СОНО 10% — 200 рублей);

  • по состоявшимся процедурам по контрактам 2019 года — 1500 рублей (объем привлечения СМП и СОНО 5% — 75 рублей);

  • по несостоявшимся процедурам по контрактам 2018 года — 500 рублей (объем привлечения СМП и СОНО 5% — 25 рублей);

  • по несостоявшимся процедурам по контрактам 2019 года — 1000 руб. (объем привлечения СМП и СОНО 20% — 200 рублей).

Итог: 500 рублей.

Закупок у СМП и СОНО непосредственно и с их привлечением:

2600 + 500 = 3100 рублей.

Таким образом, при «общем» СГОЗ отчетного года 30 000 руб., предусмотренный ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО составил 20 100 руб., закупок у СМП и СОНО заказчик осуществил на 3100 руб., то есть на 15,42%.

Пример приведен для заказчиков, не осуществлявших в отчетном году закупки, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, а именно:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  • услуг по предоставлению кредитов;

  • работ в области использования атомной энергии;

  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Если в отчетном году заказчик так же осуществлял указанные закупки, их размер будет влиять на СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО: объем этих закупок, вне зависимости от того, когда был заключен контракт, будет вычитаться из «общего» СГОЗ. То есть, например, таких закупок было осуществлено:

  • в 2018 году на 350 рублей;

  • в 2019 году на 700 рублей.

Итого: 1050 рублей.

Они повлияют на размер СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО, который в подобном случае будет:

30 000 – 1 050 – 800 – 11 000 + 1 900 = 19 050 рублей.

Таким образом, правильный расчет объемов закупок у СМП и СОНО позволит избежать привлечения к административной ответственности.


Пример расчета

На примере с более простыми цифрами определение СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО выглядит следующим образом: «Общий» СГОЗ — 1000

Все закупки по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

450

Пункты 25—25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

400

Несостоявшиеся процедуры, проводимые только среди СМП и СОНО

40

Все другие несостоявшиеся процедуры

360

Все иные пункты ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

50


СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО:

1000 – (450 – 40) = 590

или

1000 – 450 + 40 = 590.

То есть при «общем» СГОЗ 1000 из него вычитаются все закупки по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением только несостоявшихся среди СМП и СОНО.

СГОЗ для целей расчета доли СМП и СОНО будет 590. Именно процент от 590 будет использоваться для проверки соблюдения заказчиком требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ об осуществлении закупок среди СМП и СОНО.