У работника не получится оспорить в суде увольнение, если работодатель на момент издания приказа о расторжении с работником трудовых отношений не знал о том, что тот болен (Определение Десятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2020 № 88-4628/2020).
Суть дела
После вынесения двух выговоров организация уволила работницу по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. В день, когда работница узнала о расторжении с ней трудовых отношений, она почувствовала себя нездоровой, вызвала скорую помощь и затем взяла больничный лист. Несмотря на это, работодатель все равно ее уволил. Работница не согласилась с увольнением, так как полагала, что работодатель нарушил запрет на увольнение в период временной нетрудоспособности. В связи с этим она подала в суд иск с требованием восстановить ее на работе и взыскать с работодателя заработок за время вынужденного прогула.
Решение суда
Суд признал увольнение работницы законным по следующим основаниям. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель имеет право по своей инициативе расторгнуть трудовой договор с работником, если он имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение по данному основанию относится к дисциплинарному взысканию (ч. 3 ст. 192 ТК РФ).
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). По общему правилу дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
Работник не может быть уволен по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
Исходя из приведенных норм, суды пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации работодатель имел основания для увольнения работницы за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей. Дело в том, что ранее она уже привлекалась к дисциплинарной ответственности (ей было вынесено два выговора).
Арбитры отклонили довод работницы о том, что увольнение в период болезни считается незаконным. Суды установили, что работодатель сообщил работнице об увольнении в 15 часов 30 минут. Сигнальный лист скорой медицинской помощи выдан в 16 часов и подтверждает оказание медицинской помощи после объявления приказа об увольнении. В этот же день работница открыла листок временной нетрудоспособности.
Таким образом, сведений о временной нетрудоспособности работницы ко времени издания приказа об увольнении у работодателя не имелось. В связи с этим увольнение произведено без нарушения закона.
Отметим, что аналогичные выводы содержатся в Апелляционном определении Челябинского областного суда от 19.03.2018 по делу № 11-3663/2018.