Очередной недельный анализ динамики потребительского спроса, проводимый лабораторией «СберИндекс» и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, показал, что потребительские расходы в августе сравнялись с прошлогодним уровнем этого месяца. В русле этого и данные исследовательского холдинга «Ромир».
Прирост потребительских расходов с 17 по 23 августа составил +1,9% год к году. Этого оказалось достаточно для того, чтобы вывести в ноль изменение за весь август (теперь с начала месяца оно составляет 0% в годовом выражении ровно). Индекс потребительской активности, рассчитанный на аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, составил 75,4 пункта, прибавив за неделю 1,3 п. Рост количества активных торговых точек также ускорился и теперь составляет +1,3% относительно средненедельного значения в феврале.
Таким образом, подчеркивают аналитики Сбербанка, весь набор оперативных индикаторов указывает на улучшение ситуации с потребительским спросом.
Практически весь прирост трат за рассматриваемую неделю приходится на непродовольственные товары (+12,4% год к году). Улучшения есть и по отдельным группам услуг. Так, расходы на авиабилеты теперь на 32,8% ниже, чем год назад (на пике кризиса фиксировалось падение на 94% соответственно). Положительные сдвиги есть и в категории «Развлечения» (–27,0% год к году против –50,2% еще в начале августа). При этом в таких крупных сегментах, как «Кафе, бары, рестораны» (–21,8% соответственно) и «Салоны красоты, массаж, SPA» (–21,7%), уже несколько недель значимого прогресса авторы исследования не наблюдают.
Среди товарных категорий аналитики Сбербанка отмечают охлаждение спроса в сегменте «Универсальные магазины» (+8,6% год к году). Во время пандемии это был лидер по темпам роста, так как именно здесь учитываются траты в большинстве интернет-магазинов и e-com-платформ. Но данные одной недели, полагают авторы анализа, могут оказаться «шумом», однако считают, что за обозначенным изменением необходимо следить. По их мнению, сохранение сдержанной динамики в категории «Универсальные магазины» в сочетании с улучшением ситуации в офлайн-рознице может свидетельствовать, что потребительские привычки постепенно нормализуются.
Сочетаются с представленными данными и результаты исследовательского холдинга «Ромир» о повседневных расходах типичной российской семьи. Согласно его замеру, на неделе с 17 по 23 августа их объем составил 4770 руб., что на 129 руб., или на 2,9%, выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Правда, относительно трат неделей ранее, по данным «Ромира», они сократились на 220 руб.