Собственник большегрузных транспортных средств, сданных в аренду, не имел права на уменьшение транспортного налога в ситуации, когда в реестре в качестве владельца указан арендатор машин. К такому выводу пришел АС Северо-Западного округа в постановлении от 06.08.2020 по делу № А21-9059/2019.
Суть дела
По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу компании был доначислен налог, а также начислены пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Налоговики решили, что организация занизила общую сумму транспортного налога за 2017 г., так как неправомерно применила налоговый вычет, предусмотренный абз. 12 п. 2 ст. 362 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме организации до 1 января 2019 г. имели право уменьшить сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, на сумму платы в систему «Платон».
Свой вывод налоговики сделали на основании следующего. Организация (далее — арендодатель) передала принадлежащие ей большегрузные автомобили в аренду. В систему «Платон» плату перечислял арендодатель. При этом дополнительными соглашениями к договорам аренды было предусмотрено, что арендаторы возмещают ему сумму платы.
Согласно сведениям из реестра транспортных средств системы взимания платы, содержащимся в информационных ресурсах налогового органа, арендуемые транспортные средства зарегистрированы в реестре за арендаторами с присвоением каждому из них расчетной записи. И арендодатель при перечислении платы указывал в платежных поручениях, что оплата производится на пополнение расчетных записей арендаторов.
Исходя из этого, налоговики решили, что в систему «Платон» плата поступала от арендаторов, несмотря на то что платежные поручения были составлены от имени арендодателя.
Правом на уменьшение суммы транспортного налога на сумму платы за вред автодорогам могут воспользоваться только плательщики данного налога при условии, что плата внесена непосредственно ими. По мнению налогового органа, в рассматриваемой ситуации данное требование не выполнялось.
Арендодатель с таким решением не согласился и обратился в суд. Он считал, что у него есть полное право на вычет. Ведь плата в систему «Платон» вносилась именно арендодателем, от своего имени и за счет собственных средств.
Решение арбитров
Суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа и согласились с тем, что воспользоваться вычетом до 1 января 2019 г. могли только плательщики транспортного налога, причем данная плата должна быть уплачена непосредственно этими налогоплательщиками.
Согласно ч. 6 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ) плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, уплачивается их собственниками (владельцами). Закон № 257-ФЗ не раскрывает понятие «владелец транспортного средства», а также не определяет порядок уплаты данной платы в случае сдачи транспортного средства в аренду. Однако, исходя из ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (например, на праве аренды).
Таким образом, организация — собственник большегрузного транспортного средства, сдавшая его в аренду, не обязана перечислять в бюджет плату в систему «Платон». Данная обязанность лежит на арендаторе, так как именно он использует арендованные автомобили и на период аренды является их владельцем. Это прямо следует из положений п. 1 ст. 209, ст. 609 и 642 ГК РФ.
В связи с этим арендодатель не имеет права воспользоваться вычетом по транспортному налогу в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ в отношении транспортных средств, переданных в аренду. По мнению арбитров, тот факт, что перечисления в реестр производились арендодателем, не имеет значения для рассмотрения настоящего налогового спора, а относится к гражданско-правовым отношениям между арендодателем и арендаторами.
Отметим, что аналогичной точки зрения придерживаются и специалисты Минфина России. В письме от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940 они пришли к выводу, что если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на лизингодателя, плата в счет возмещения вреда уплачивается лизингополучателем, то лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную лизингополучателем сумму платы в счет возмещения вреда.