Законопроект, предполагающий запрет перепродажи третьим лицам выписок из Единого госреестра недвижимости (далее — ЕГРН), вызвал неоднозначную реакцию у представителей бизнес-организаций. Недовольство документом, уже принятым, кстати, в первом чтении, направили в Госдуму Ассоциация участников рынка данных, Национальный совет финансового рынка, комиссия РСПП по медиаиндустрии и предпринимательству в информационной сфере.
Вообще-то, изначально законопроект (зарегистрирован в нижней палате парламента под № 962484-7), разработанный Росреестром, направлен на совершенствование регулирования государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и их государственного кадастрового учета и содержит несколько десятков изменений, которые призваны упростить проведение учетно-регистрационных действий. Например, предложен механизм взаимодействия МФЦ и Росреестра, который касается перевода принятых в бумажном виде документов в электронную форму. Это позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы, сократить сроки рассмотрения документов, поскольку позволит государственному регистратору приступить к осуществлению правовой экспертизы документов с момента поступления документов в электронной форме, не дожидаясь их поступления на бумажном носителе.
Проект также разрешает государственную регистрацию договора аренды части здания без представления технического плана арендуемой площади.
Однако стрелы критиков законодательной инициативы были направлены на ту часть поправок, которая касается запрета для госорганов, организаций и граждан на перепродажу сведений ЕГРН третьим лицам, в том числе посредством сайтов-двойников, на которых предлагаются платные услуги по предоставлению сведений ЕГРН.
Опасения таких платформ, как ЦИАН, «Яндекс.Недвижимость», «Авито Недвижимость», заключаются в том, что при расширенном толковании норм будущего закона нарушителем может быть признан любой сайт, публикующий в объявлениях о продаже недвижимости адрес, площадь и другие характеристики помещения, поскольку все эти сведения содержатся в ЕГРН. Это уничтожит целый сегмент услуг и нанесет ущерб потребителям.
Впрочем, во втором чтении скандальный проект может быть серьезно скорректирован. Комитет Госдумы по госстрои- тельству и законодательству на возмущение «общественности» отреагировал быстро и принял к рассмотрению поправки, подразумевающие корректировку многих спорных моментов документа. Автор поправок, депутат Рифат Шайхутдинов, считает, что исходная версия может «противоречить конституционному принципу свободы распространения информации».
Шум вокруг инициативы сподвиг Росреестр на официальный комментарий. Он звучит следующим образом.
В Росреестр регулярно поступают жалобы граждан, в которых указано, что информация, полученная путем электронного запроса через сайты-двойники, содержит недостоверные сведения о зарегистрированных в установленном порядке правах на недвижимое имущество, правообладателях, ограничениях (обременениях). Законопроект, который предусматривает запрет на перепродажу сведений из ЕГРН, предложен Росреестром для защиты прав граждан от спекулятивной деятельности различных организаций и сайтов-двойников. Это связано в том числе с участившимися случаями мошенничества и предоставления неактуальных данных и недостоверной информации, влияющей на проведение сделок с недвижимостью.
Опасения ряда ассоциаций и некоторых представителей бизнес-сообщества не имеют под собой оснований. Предлагаемые изменения не ставят под угрозу сегмент предпринимательской деятельности, оказывающей услуги в сфере операций с недвижимостью или иных сферах, предусматривающих в том числе оказание консультационных или аналитических услуг. Так, законопроект не запрещает использовать сведения ЕГРН для подготовки различной аналитической информации с ее дальнейшим использованием. Кроме того, сама по себе информация, которая может быть названа «аналитической», не относится к сведениям ЕГРН.
Кредитных организаций и застройщиков, с которыми взаимодействует Росреестр, изменения не коснутся, поскольку Росреестр надеется, что их деятельность не предполагает спекулятивных действий, заключающихся в перепродаже данных из ЕГРН.
Добросовестные участники рынка, работающие в рамках правового поля, взаимодействия с Росреестром и не занимающиеся перепродажей сведений ЕГРН, продолжат работу.
Как показывает международный опыт, доступ к реестрам недвижимости для частных лиц и организаций в основном предполагает заключение договоров с ответственными за отрасль ведомствами для разных профессиональных категорий физических и юридических лиц (геодезистов, юристов) о недвижимом имуществе, правах собственности и правообладателях этих прав на возмездной основе.
Деятельность сайтов-двойников нарушает положения законодательства о регистрации недвижимости, в соответствии с которыми орган регистрации прав обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, права на который у него зарегистрированы. Все лица, запрашивающие информацию на таких сайтах, «уводятся» из правового поля, и собственники недвижимости не могут узнать, кто именно запрашивал сведения по их объектам.
Причем правообладателями спорных сайтов являются в основном физические лица, а страны их регистрации — США, территория Евросоюза, Украина. Пользуясь услугами таких сайтов, пользователь предоставляет информацию в нарушение закона для систематизации, хранения, накопления и передачи персональных данных в юрисдикции других стран мира.
Компании-мошенники завышают цену получаемой услуги в десятки раз. Росреестр несет ответственность за предоставляемые сведения, а мошенники могут дать неактуальную или вообще ложную информацию — жалобы на такие случаи есть.
При этом незаконное обогащение позволяет сайтам-двойникам активно использовать на платной основе рекламные инструменты для размещения на первых строчках интернет-поисковиков.
Существенную часть своих запросов сайты-двойники генерируют по ключам доступа, на которых установлены роботы-автоматы. При неполучении данных в течение суток роботы, как правило, генерируют повторный запрос, что существенно перегружает систему. Максимальное количество запросов, поступающих от лиц, организующих посредническую деятельность между Росреестром и получателями услуг, в течение месяца в разрезе 20 заявителей составляет от 28 тыс. до 422 тыс. От одной технологической точки (посредника) поступает более 7,5 тыс. запросов в день.
Таким образом, Росреестр от своей позиции отказываться не намерен. Видимо, при прохождении проекта через горнило «второго чтения» нас ждут захватывающие баталии между сторонниками и противниками инициативы, и кто из них выйдет победителем — сегодня предсказать невозможно.