Совершенствование корпоративного управления — задача важная, многоэтапная и требующая достаточного количества времени для ее решения. Правительство разработало дорожную карту, в которой определены направления такого совершенствования. Например, предлагается решить проблему «потерянных акционеров», внести изменения в сферы бухгалтерской отчетности и страхования, а также расширить возможности по ведению бизнеса для резидентов специальных административных районов. Каких еще изменений можно ожидать в сфере корпоративного управления согласно принятой дорожной карте и как это должно помочь бизнесу, читайте в материале.
Правительство разработало дорожную карту по совершенствованию корпоративного управления. Разработка данного документа осуществлялась с целью защиты прав и законных интересов российских хозяйственных обществ. Как сами предприниматели, так и представители экспертного сообщества неоднократно обращали внимание на ряд пробелов и недочетов в российском законодательстве, которые на практике оборачивались появлением серьезных препятствий для полноценной работы акционерных обществ, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу.
В условиях восстановления российской экономики после пандемии успешное решение задач по привлечению новых инвесторов, облегчению ведения бизнеса приобретает особую актуальность. В правительстве страны это также понимают, для чего и ускоряют работу над совершенствованием корпоративного управления. Однако сама по себе дорожная карта еще не является законом или иным нормативным правовым документом, поэтому можно говорить лишь о том, что она закладывает соответствующий курс, который впоследствии будет реализовываться на практике органами законодательной и исполнительной власти.
Цели создания дорожной карты в сфере корпоративного управления
Управление деятельностью российских публичных акционерных обществ в настоящее время сталкивается с целым рядом проблем, в том числе представляющих угрозу интересам акционеров при совершении сделок, реорганизации, увеличении уставного капитала и прочих. Одна из главных проблем — концентрация большей части акций в руках одних и тех же лиц, которые таким путем устанавливают контроль над деятельностью хозяйственных обществ.
Вопросами совершенствования корпоративного управления в России Кабинет министров занимается довольно давно. Так, еще 25 июня 2016 г. было издано распоряжение № 1315-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование корпоративного управления». Данная дорожная карта охватывала период 2016—2018 гг. В распоряжении подчеркивалось, что дорожная карта ставит следующие основополагающие задачи в сфере корпоративного управления:
-
защита прав и законных интересов миноритарных акционеров хозяйственных обществ;
-
урегулирование контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйственных обществ, а также вопросов ответственности обществ в случае причинения им убытков;
-
совершенствование управления хозяйственными обществами в направлении повышения прозрачности управленческой деятельности и ее эффективности.
Новое распоряжение Правительства РФ № 1723-р «О трансформации делового климата в сфере корпоративного управления» (дорожная карта рассчитана на период 2020—2022 гг.) утверждено 2 июля 2020 г. Именно в данный отрезок времени должны быть разработаны, рассмотрены и приняты законопроекты, которые станут нормативной правовой базой для рекомендованных в дорожной карте изменений в законодательстве и правоприменительной практике в сфере корпоративного управления. Текст документа доступен по ссылке: http://government.ru/news/40009/.
В данную дорожную карту включено 21 мероприятие, которые объединены в четыре блока. Первый блок мероприятий относится к сфере совершенствования корпоративного управления и включает ряд основополагающих решений, позволяющих упростить управление хозяйственными обществами. В частности, предусматривается упрощение внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о выходе участника из общества с ограниченной ответственностью, решение проблемы «потерянных акционеров», облегчение бухгалтерской отчетности акционерных обществ.
Решение проблемы «потерянных акционеров»
Можно говорить о том, что правительство ставит перед собой цель решить такую важную для многих юридических лиц проблему, как «потерянные акционеры». На сегодняшний день довольно распространены ситуации, когда акционера уже нет в живых, а его наследники так и не вступили в наследство. Особенно частой является такая ситуация в компаниях, которые в 1990-е гг. проходили процедуру приватизации, и акции распределялись между всеми работавшими на тот период в компании сотрудниками. Они превращались в акционеров со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с определенными правами, и с наличием у акционерного общества обязанностей в отношении акционеров.
В силу объективных причин умершие акционеры уже никак не могут участвовать в деятельности акционерного общества, но «на бумаге» они продолжают существовать, и это создает определенные сложности в деятельности хозяйствующего субъекта, например может препятствовать принятию определенных решений.
Между тем ст. 67 ГК РФ, регламентирующая процедуру исключения участника из корпорации, ориентирована по большей части на непубличные общества, а в отношении публичных (открытых) обществ она неприменима. В части 2 ст. 67 ГК РФ подчеркивается право участника хозяйственного общества «требовать исключения другого участника из товарищества или общества (кроме публичных акционерных обществ) в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось.
К числу негативных последствий присутствия «потерянных акционеров» в акционерном обществе относится, к примеру, сложность отражения невыплаченных таким акционерам дивидендов, необходимость отправки заказных писем с уведомлением о проведении общего собрания акционеров и т.д. Понятно, что расходуются временные и финансовые ресурсы акционерных обществ, при этом руководство акционерных обществ прекрасно понимает, что все письма и уведомления останутся, как и прежде, без ответа, но закон требует их отправлять, а значит, и ресурсы продолжают расходоваться.
Наконец, наличие «потерянных акционеров» значительно повышает и разнообразные риски злоупотреблений со стороны руководства хозяйственных обществ. Например, неугодных акционеров могут отстранять от участия в голосовании, внося их в списки «потерянных» и тем самым не отправляя им обязательные уведомления, объясняя отказ от отправки тем, что они все равно не попадут к адресату. В результате руководители акционерных обществ принимают выгодные для себя решения и проводят их через собрание акционеров, хотя в действительности они могут не являться выражением мнения большинства акционеров хозяйственного общества.
Конечно, в подавляющем большинстве случаев «потерянных акционеров» не так много: их количество обычно не превышает 5% от общего количества акционеров юридического лица. То есть непреодолимым препятствием для важных решений «потерянные акционеры» не являются, но это не означает, что отсутствует необходимость по упорядочению контроля за персональным составом акционеров и их участием в повседневной жизнедеятельности хозяйственного общества.
Интересно, что из обществ с ограниченной ответственностью «потерянных участников» исключать гораздо проще, чем «потерянных акционеров» из акционерных обществ, так как законодательство об акционерных обществах данной процедуры не предусматривает. Но теперь, если рекомендуемые правительством изменения в законодательство будут утверждены в Госдуме и Совете Федерации, ситуация значительно упростится и многие акционерные общества избавятся от «мертвых душ».
В рамках реализации дорожной карты государство рассчитывает усовершенствовать порядок выкупа собственных акций акционерным обществом у «потерянных акционеров». Принятие соответствующего законопроекта уже запланировано, так что после прохождения необходимых процедур законопроект, если он примет статус закона, позволит значительно упростить решение проблемы «потерянных акционеров».
Другие изменения в законодательстве в отношении акционерных обществ
В дорожной карте подчеркивается, что в декабре 2020 г. будет внесен на обсуждение Федерального Собрания РФ законопроект, упрощающий процедуру внесения в ЕГРЮЛ сведений о выходе участника из общества с ограниченной ответственностью, для чего потребуется лишь одно нотариальное действие. Также должны быть внесены соответствующие изменения в ГК РФ, упрощающие требования к уставу акционерного общества.
Планируется также внесение изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые позволят устранить правовые ограничения, связанные с необходимостью заверения у нотариуса доверенности представителя при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, происходит упрощение процедуры регистрации юридического лица, что также способствует снижению бюрократических препятствий на пути предпринимательской деятельности.
Также к декабрю 2020 г. правительство рассчитывает сформулировать основания для наложения запрета на занятие должностей в органах управления хозяйственных обществ для лиц, привлеченных постановлением суда к ответственности за убытки, которые хозяйственное общество понесло вследствие совершения сделки, в которой присутствовала заинтересованность данного лица. Данная норма позволит обезопасить акционерные общества от возможных злоупотреблений при совершении сделок. Также планируется ликвидировать ряд проблемных моментов в области регулирования продажи и приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ.
Несомненно, серьезной мерой можно считать и предложение ввести реабилитационную процедуру банкротства. Акционерные общества, которые проходят процедуру банкротства, в случае восстановления своей платежеспособности смогут «реабилитироваться» и вновь возобновить свою деятельность в прежних объемах.
Учитывая специфику постпандемийного развития отечественной и мировой экономики, такая мера представляется своевременной. Многие бизнесы были вынуждены инициировать процедуры банкротства, не имея возможности более выполнять свои долговые обязательства. Однако снятие ограничений и постепенное восстановление деятельности позволило вновь обрести доходы для покрытия долговых обязательств. Соответственно, и процедура банкротства потеряла свой смысл, но правовых оснований для ее приостановления может и не быть. На ликвидацию данного препятствия к деятельности компаний и направлена данная рекомендуемая правительством мера.
Изменения в сфере бухгалтерской отчетности и страхования ответственности директоров
В дорожной карте подчеркивается, что в феврале-марте 2021 г. в Федеральное Собрание РФ должен быть представлен законопроект, закрепляющий изменения в Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с предлагаемыми изменениями на законодательном уровне должна быть закреплена возможность отказа непубличных акционерных обществ от обязательного аудита их годовой бухгалтерской отчетности. Планируется подчеркнуть приоритетность регулирования специальными законами. Исключение составят те хозяйственные общества, в уставном капитале которых участвуют Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования в составе субъекта Российской Федерации. Отказ от обязательного аудита бухгалтерской отчетности позволит акционерным обществам сократить финансовые, временные и организационные расходы, связанные с проведением отчетности.
Дорожной картой предусмотрено и внесение определенных изменений в процедуру страхования имущественной ответственности членов органов управления хозяйственных обществ. Реализация данной задачи потребует внесения изменений в Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Если такой законопроект будет принят законодательными органами власти, хозяйственные общества смогут за свой счет страховать имущественную ответственность своих руководителей. Предполагается, что это окажет позитивное влияние на общую ситуацию с имущественной ответственностью членов органов управления акционерных обществ. В правительстве рассчитывают, что данный законопроект будет обсуждаться в Федеральном Собрании РФ к концу 2021 г.
Перечисленные изменения в законодательстве позволят облегчить ведение бизнеса в России. В первую очередь они окажут продуктивное влияние на малый и средний бизнес, снимут барьеры, которые являлись существенным тормозом на пути к развитию и повышению эффективности деятельности акционерных обществ. Также изменения в законодательстве могут способствовать притоку внутренних и внешних инвестиций в российские акционерные общества. Потребность в совершенствовании корпоративного законодательства ощущалась уже давно, так как многие российские компании испытывали сложности в своей работе, связанные именно с пробелами в соответствующих частях гражданского законодательства.
Специальные административные районы и корпоративное законодательство
Стоит отметить, что отдельный блок в дорожной карте освещает вопросы ведения бизнеса в специальных административных районах (САР), которые начали создаваться в Российской Федерации не столь давно и представляют собой модель российских «офшоров», созданных для привлечения иностранных инвестиций и обеспечения благоприятного экономического климата для ведения бизнеса.
Говорить о том, что российские САР смогут стать точной копией офшорных зон транснационального значения, как, например, Кипр или Багамы, нельзя. Однако определенные перспективы у них все же есть, поэтому в правительстве планируют развивать специальные административные районы и дальше, а для реализации задуманной цели провести необходимую корректировку законодательства.
Одно из важных предложений в дорожной карте, которое имеет прямое отношение к сфере корпоративного управления, — выпуск разных типов акций компаниями, имеющими статус резидентов специальных административных районов. В данных районах также предлагается закрепить налоговую ставку на прибыль организации в размере 5% по дивидендам, выплачиваемым непубличными международными холдингами. Низкая налоговая ставка позволит привлечь к активной экономической деятельности в офшорных зонах те иностранные компании и их структурные подразделения, которые прежде не считали финансово выгодным ведение бизнеса на территории российских регионов.
Такая мера, если она будет согласована законодательными органами власти, повлечет за собой дальнейшее улучшение условий для иностранных компаний и, предположительно, приведет в САР новые инвестиции.
Для улучшения инвестиционного климата предлагается и другое решение, а именно — освобождение от налогообложения в Российской Федерации зарубежных филиалов международных компаний. Статус филиала международной компании даст возможность не платить налоги в Российской Федерации, а платить их лишь по месту регистрации «головного офиса» компании. Естественно, что данное решение, вероятно, будет положительно воспринято иностранными компаниями, рассматривающими Россию в качестве перспективного поля для ведения своей коммерческой деятельности.
Вместе с тем подобная схема несет и определенные риски, связанные с возможностью использования подставных компаний или их филиалов с целью минимизации налогообложения. Поэтому государственным органам, ответственным за контроль налогообложения, следует выработать и эффективную методику наблюдения за деятельностью и прибылью компаний, работающих в САР.
Также в рассматриваемой дорожной карте по совершенствованию корпоративного управления предусматривается закрепление на законодательном уровне транзитной редомициляции в два этапа или более, уточнение последствий реорганизации международной компании в тех случаях, когда она объединяется с другой международной компанией или присоединяется к ней на правах структурного подразделения.
***
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что отмеченные в дорожной карте мероприятия пока еще не имеют официального статуса. Для реализации данных мероприятий потребуется принятие целого комплекса нормативных правовых актов. Даже при самом благоприятном раскладе для правительства большая часть рассмотренных актов будет принята лишь к концу 2021 г., а перспективы их принятия зависят в том числе и от дальнейших изменений политического и экономического курса.
Однако следует отметить, что упорядочение деятельности хозяйственных обществ давно было одной из насущных проблем, решения которой ждали еще несколько лет назад. Поэтому если мероприятия, заявленные в дорожной карте, все же будут утверждены законодательными органами власти, положение российских акционерных обществ значительно улучшится, а ведение коммерческой деятельности упростится.