Начавшийся из-за вирусной инфекции кризис привел к беспрецедентному сокращению объема предоставляемых транспортных услуг во всем мире. По итогам 2020 г. мировой объем грузовых перево- зок сократится на 36%, а потери российских транспортных компаний составят 230 млрд руб. Но, как говорится, нет худа без добра — транспортная отрасль начала более активно внедрять беспилотники.
В странах ЕС во время пандемии, по оценке экспертов Счетной палаты РФ, отменили 90% авиарейсов, объем пассажирских перевозок легковыми автомобилями снизился на 60—90%, а общественным транспортом — на 50%.
В результате сокращения объемов морских грузоперевозок 11 из 12 крупнейших морских линий вынуждены были вернуть взятые в аренду суда их владельцам. Основные сокращения пришлись на датскую компанию Maersk и международную компанию MSC (со штаб-квартирой в Швейцарии).
Во всем мире в апреле 2020 г., по данным приложения Flightradar24, было зафиксировано в среднем 69,6 тыс. авиарейсов в день, что на 62% меньше, чем в середине весны 2019 г. Количество коммерческих полетов снизилось на 73%.
Порядка 71% водителей грузовиков, по оценке концерна MAN Truck&Bus, продолжают выполнять регулярные рейсы. Из них 29% не ощутили влияния пандемии на свою ежедневную работу, а 14% испытывают незначительные трудности.
На этом тревожном фоне Международный союз дорожного транспорта и Международная федерация работников транспорта опубликовали открытое письмо к правительствам всех стран с просьбой о поддержке транспортной отрасли в условиях распространения COVID-19: «Государства и международные организации должны присвоить наивысший приоритет поддержке непрерывности и прочности цепочек поставок».
И ответная реакция от правительств многих стран не заставила себя ждать.
Сенат США проголосовал за принятие Закона о поддержке в борьбе с коронавирусом, помощи и экономической безопасности, предусматривающего финансовые выплаты размером в 2,3 трлн долл. При этом на авиационную отрасль было выделено в общей сложности 58 млрд долл., в том числе 25 млрд долл. — в виде кредитов и гарантий по кредитам для пассажирских авиакомпаний, а также 25 млрд — на выплату пособий работникам отрасли.
Правительство Китая отменило дорожные сборы (включая плату за проезд по мостам и тоннелям) для всех транспортных средств, проверки и сборы с транспорта, перевозящего предметы первой необходимости и медперсонал, а также предоставило финансовую поддержку малому и среднему бизнесу, пострадавшему от вспышки COVID-19.
Европейская комиссия представила новое руководство по внедрению «зеленых коридоров» для грузового транспорта на границах ЕС. Чтобы обеспечить непрерывность цепочек поставок в Евросоюзе, государства должны незамедлительно обозначить все соответствующие внутренние пункты пересечения границы («зеленые коридоры») вдоль Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Пункты пересечения «зеленого коридора» должны быть открыты для всех грузовых транспортных средств независимо от перевозимых товаров. Пересечение границы, включая любые проверки и медицинские осмотры, должно длиться не более 15 минут.
Пандемия существенно поменяла сформировавшиеся условия транспортных потоков. Многие города начали расширять сеть велосипедных дорожек, а также предоставили новые субсидии для транспортных средств с низким уровнем выбросов.
Железнодорожные перевозчики упоминаются в числе тех, кому пандемия дала новые возможности. Многие предприятия начали менять автотранспорт на железнодорожный — таков общемировой тренд.
Необходимость уменьшить человеческие контакты повысила актуальность использования беспилотных летательных аппаратов — дронов. Китай стал первой страной, которая использовала дроны в ответ на COVID-19. В феврале беспилотник успешно перевез тестовые образцы и медицинские принадлежности из местной больницы в провинции Чжэцзян в ближайший медицинский центр.
«Цифровые технологии, обеспечивающие автоматизированную мобильность, и интеллектуальные системы управления дорожным движением помогут повысить эффективность и сделать транспорт более чистым, — подчеркивает директор департамента Счетной палаты РФ Тимур Махмутов. — Умные приложения и решения „мобильность как услуга“ также будут играть важную роль. В авиации инициатива „Единое европейское небо“ (Single European Sky) призвана способствовать значительному снижению авиационных выбросов при нулевых затратах для потребителей и компаний за счет сокращения времени полета».