Темпы роста потенциального выпуска в первой половине нынешнего года снизились в странах — участницах ЕАЭС, реализовавших широкомасштабные карантинные меры. Сокращение потенциального роста ВВП связано с закрытием части предприятий, спадом инвестиционной активности и повышением неопределенности из-за пандемии. Вместе с тем ослабление национальных валют привело к их значительной недооцененности, а реальная равновесная процентная ставка денежного рынка сократилась во всех государствах Союза.
Динамика потенциального (возможного при полном и эффективном использовании всех ресурсов страны) выпуска в январе — июне 2020 г. ухудшилась во всех государствах — участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Спад произошел в результате широкомасштабных карантинных ограничений, отмечается в специальном докладе, посвященном оценке ненаблюдаемых экономических переменных, подготовленном дирекцией по аналитической работе Евразийского банка развития (ЕАБР).
«Сокращение потенциального роста может быть связано с закрытием части предприятий и организаций, спадом инвестиционной активности и повышением неопределенности из-за вспышки коронавирусной инфекции, — отмечают авторы доклада. — Дополнительным фактором снижения равновесных темпов увеличения ВВП в России и Казахстане стало выполнение договоренностей ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. В Беларуси темпы роста потенциального выпуска в 1-м полугодии сохранились на уровне, близком к IV кварталу 2019 г.».
Самый скромный показатель потенциального прироста ВВП, по оценке аналитиков Евразийского банка, сегодня сложился в России — порядка 1%. В Армении он составляет около 4,8%, Беларуси — 1,5%, Казахстане — 2,2—2,7%, Кыргызской Республике — 3,4—3,6%.
Воздействие пандемии COVID-19 на потенциальный экономический рост государств — членов ЕАЭС может оказаться гораздо более существенным по сравнению с полученными в исследовании Банка результатами и во многом будет определяться дальнейшим развитием эпидемиологической ситуации в мире и регионе.
Кроме того, восстановление потенциала в значительной мере зависит от эффективности государственной экономической политики. В случае затяжного характера спада можно ожидать сохранения инвестиционной активности в подавленном состоянии на протяжении длительного периода, что несомненно приведет к снижению темпов накопления капитала и общей факторной производительности и окажет негативное влияние на потенциальный выпуск.
Валюты стран ЕАЭС сейчас недооценены
Вспышка коронавирусной инфекции, по мнению экспертов Евразийского банка, в настоящее время больше повлияла на разрыв реального эффективного курса, нежели на его равновесные темпы роста. Ослабление национальных валют повлекло их значительную недооцененность в большинстве стран — участниц ЕАЭС.
Во всех государствах Союза, за исключением Армении, сейчас наблюдается тенденция к ослаблению равновесного реального эффективного курса. До начала пандемии COVID-19 темпы равновесной девальвации снижались, в том числе под влиянием имевшего место роста потенциального ВВП.
В 1-м полугодии в большинстве стран — участниц ЕАЭС этот показатель несколько повысился, что может являться следствием возросшей глобальной неопределенности и турбулентности на мировых и региональных финансовых рынках, вызванных пандемией. В Беларуси равновесное ослабление курса увеличилось на 0,3—1,1 п.п. по отношению к докризисному уровню и достигло 1,7—2,3% год к году, в Казахстане — на 0,4—0,9 п.п. (до 3,1—3,5% соответственно), в Кыргызской Республике — на 0,2—0,7 п.п. (до 3,2—3,4%), в России — на 0,1—0,5 п.п. (до 1,3—1,7%). В Армении сохраняется тенденция к равновесному укреплению нацио- нальной валюты в размере около 0,5% год к году.
Дальнейшая динамика равновесных курсов во многом зависит от развития пандемии COVID-19 и восстановления потенциальных темпов экономического роста. В случае реализации негативного сценария трендовая девальвация национальных валют может продолжить увеличиваться. Если повторное масштабное распространение инфекции удастся предотвратить, а внутренние государственные меры экономической поддержки окажутся эффективными, следует ожидать возобновления тенденции к замедлению темпов равновесного ослабления национальных валют в большинстве стран ЕАЭС.
Процентная ставка будет невысокой
В январе — июне текущего года нейтральная процентная ставка в странах — членах Союза подверглась воздействию ряда разнонаправленных шоков. С одной стороны, замедление потенциального роста экономик оказывает давление на ставку в сторону понижения. С другой — увеличение равновесных темпов ослабления большинства национальных валют государств региона ведет к повышению прибыльности вложений в иностранной валюте, что двигает нейтральную ставку вверх. Кроме того, усиление глобальной неопределенности влечет за собой уменьшение интереса инвесторов к рисковым активам, что в случае длительного сохранения такого тренда может выразиться в увеличении риск-премии и оказать давление на равновесную ставку в сторону ее роста.
Совокупное влияние этих факторов на динамику равновесной процентной ставки в странах — участницах ЕАЭС в первой половине текущего года оказалось, по оценке Евразийского банка, нейтральным. Ее уровень в большинстве государств региона по инерции продолжил снижаться в связи с имевшим место ранее замедлением равновесных темпов ослабления национальных валют.
Равновесная реальная процентная ставка денежного рынка оценивается в настоящее время в Армении около 4—4,5%, в Беларуси — около 3—3,5%, в Казахстане — 4—4,5%, в Кыргызской Республике — 4,5—5%, в России — 2—2,5%.
Дальнейшая динамика нейтральной ставки в государствах ЕАЭС будет определяться траекторией восстановления темпов роста потенциального выпуска и изменением равновесного курса национальных валют. Пандемия COVID-19 воздействует на указанные показатели разнонаправленно, поэтому уровень нейтральной ставки может сохраниться вблизи текущих значений в среднесрочной перспективе.