Доля креативной индустрии — кино, театра, дизайна, музыки, архитектуры, компьютерных игр, рекламы — в российской экономике составляет, по оценке АСИ, немногим более 4% (для сравнения: в Великобритании — 14%, Германии — 10%). Творческий бизнес может стать одним из драйверов экономического роста в условиях снижения роли сырьевых отраслей. Однако для развития креативного предпринимательства необходима адресная помощь государства: выделение винтажных помещений, создание возможностей для защиты интеллектуальной собственности, налоговые преференции и финансирование образовательных учреждений.
Креативные индустрии представляют собой деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе большой потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест.
Размер глобального рынка творческих индустрий, по оценке Российского экспортного центра (РЭЦ), составляет порядка 2,3 трлн долл., причем креативный бизнес постепенно становится весомым драйвером экономического развития как в развитых, так и в развивающихся государствах.
Темпы развития креативного предпринимательства в мире сегодня, по данным РЭЦ, существенно выше, чем традиционной промышленности или других отраслей. К примеру, во время предыдущего экономического спада объем глобального креативного сектора вырос на 14%.
«То, что раньше воспринималось либо как удел небольшого количества людей, посвятивших свою жизнь творчеству, либо как баловство, стало большим бизнесом, за которым стоят огромные инвестиции и значимая доля валового национального продукта, — отметил замглавы администрации президента страны Сергей Кириенко на Российской креативной неделе. — Драйвер развития экономики заметно смещается из сырьевых отраслей в отрасли творческие и креативные. Россиянин отличается творчеством, непредсказуемостью и смекалкой — это то, что мы умеем, и то, что точно относится к понятиям креативных индустрий, а значит, дает нам конкурентное преимущество».
«Мы привыкли оперировать международной статистикой. В Великобритании доля креативных индустрий достигает 14%, в Германии — 10%, — подчеркнула гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. — Мы попробовали сейчас, опираясь только на официальные статистические данные, посмотреть долю креативных индустрий в городах, региональных столицах России. В Москве доля креативных индустрий в экономике города составила 19%, в Санкт-Петербурге, Иваново — 12%, в Тюмени — 9%. Эти цифры вполне конкурентоспособны с городами мира, и это говорит о том, что, действительно, креативная индустрия — одно из перспективных быстрорастущих направлений».
А в целом доля креативной индустрии в российской экономике, по оценке АСИ, уже составляет 4,3% в ВВП страны, или более 4,8 трлн руб.
«Необходимо начинать рассматривать креативные индустрии как экономический объект и как экономический процесс, а не как деятельность отдельно взятых художников. Поэтому не надо учить художников продавать свои работы инвесторам. Должны появиться менеджеры или продюсеры креативных индустрий, которые смогут разговаривать на одном языке и с художниками, и с инвесторами, а также соединять их между собой, — уверена руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. — В регионах должен появиться пласт таких профессионалов, которые смогут довести недооцененные продукты до настоящего экспортного товара».
Уже несколько последних лет АСИ работает над созданием региональной инфраструктуры для развития креативных индустрий. В частности, Агентство расширяет сеть коворкингов «Точка кипения» и содействует организации креативных кластеров в рамках проекта «100 городских лидеров». Два из них — проект кластера на территории заброшенного завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти и проект кластера на исторической территории старого демидовского завода XVIII века в Черноисточнинске — были представлены на площадке Российской креативной недели.
Креативному бизнесу необходимо, по мнению президента Ассоциации «IPChain» Андрея Кричевского, консолидироваться, чтобы вместе, с участием ответственных за развитие органов власти, создать комфортную среду для развития творческого предпринимательства. Среди множества государств, уже прошедших такой путь, особенно интересен опыт Великобритании. В этой стране сильные профессиональные ассоциации — производителей кино, дизайнеров, рекламистов, IT-индустрий — объединились в федерацию, а затем создали вместе с правительством общественно-государственный Совет креативных индустрий, который готовит «секторальные соглашения», закрепляющие взаимные обязательства государства и креативного сегмента экономики.
«Если предприниматель вкладывает деньги в создание новых творческих результатов, будь то музыка, дизайнерские, технические решения, IT-платформы или элементы бренда, при определенном уровне инвестиционной культуры он соберет эти затраты и сформирует из полученных результатов нематериальный, но тем не менее — производственный актив, — считает президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев. — Чтобы защищать такие инвестиции, он будет пользоваться интеллектуальными правами, будет охранять свой продукт и используемые творческие результаты авторскими или патентными правами. Чем более успешен на рынке продукт, тем больше будет возрастать стоимость интеллектуальной собственности — как минимум она будет не меньше, чем объем понесенных затрат».
«Чтобы стать новым Леонардо, необходимо быть кросс-функциональным, то есть уметь находить на стыке разных направлений новые экономические решения и продукты, взаимодействовать с различными дисциплинами, знать, как реализовывать свои идеи в странах, где они востребованы, — прокомментировал ситуацию глава комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов. — Креативные индустрии сочетают в себе, с одной стороны, творчество, а с другой — предпринимательство. Мало кто видит эту связь. Поэтому соглашусь с тем, что идея узкой профессиональной специализации умерла. Современные кадры должны обладать общечеловеческими, или, как сейчас говорят, гибкими навыками, надпрофессиональными компетенциями. Для этого нужно развивать креативное мышление — это именно то, что позволяет прокачать гибкость, фокус и умение концентрироваться, ориентироваться на новое».
Творческому бизнесу, по словам А. Кричевского, обязательно необходим специальный федеральный закон, регулирующий деятельность: «Лидеры этих индустрий хотят поддержки государства, но не хотят госрегулирования, — уверен руководитель „IPChain“. — Невозможно зарегулировать то, что до конца пока не удается даже сформулировать, определить, какой сегмент экономики в России признается креативным. Единственное, что можно вписать в закон, — это экономические механизмы, своего рода договоренности о способах взаимодействия между государством и креативными индустриями. То есть ввести понятие креативного предпринимательства, дать ему адекватные, подходящие именно для этого вида предпринимательской деятельности налоговые режимы, зафиксировать правила работы фондов, в том числе грантовой или гарантийной поддержки».