Среди множества законодательных инициатив, которые Государственная Дума и Совет Федерации рассмотрят в осеннюю сессию, весомое место занимают документы, нацеленные на развитие российской экономики. До конца месяца в парламент будет внесен законопроект о бюджете на 2021—2023 гг., и вместе с ним предстоит принять 12 бюджетообразующих законов. При этом народные избранники намерены продлить кредитные и налоговые льготы для предпринимателей в пострадавших секторах экономики.
Приоритетом рабочей повестки на ближайшее время, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, будет рассмотрение главного финансового закона страны. Вместе с ним депутатам необходимо будет принять 12 бюджетообразующих законов.
«Россия, как и другие государства, столкнулась с вызовами, связанными с пандемией. Это сказалось на экономике, — подчеркнул г-н Володин. — И нам, безусловно, придется, рассматривая закон о бюджете, этот фактор учитывать. Работа предстоит очень напряженная и ответственная».
«По данным международных финансовых институтов, падение мирового ВВП в 2020 г. может составить порядка 5%, — отметил спикер Госдумы. — Что касается нашей страны, по данным Минэкономразвития, прогнозируется сокращение ВВП до конца текущего года около 4%».
«Кризис на сегодняшний момент не приобрел системного характера, — прокомментировал ситуацию глава МЭР Максим Решетников в своем выступлении в Совете Федерации. — Экономический спад у нас оказался локализован в секторе МСП в нескольких наиболее пострадавших отраслях. Не возникло цепочек неплатежей. Кризис не распространился на системообразующие компании и отрасли». Поэтому в основу федерального бюджета на 2021—2023 гг. ляжет прогноз социально-экономического развития, предполагающий снижение ВВП в нынешнем году лишь на 3,9%, а в следующем году — рост на 3,3%.
«Благодаря решениям, принятым президентом, и работе правительства мы выходим из кризиса с меньшими потерями, — считает В. Володин. — Но это не значит, что у нас нет проблем. Они есть, и мы это должны учитывать».
В условиях пандемии правительству необходимо своевременно реагировать на изменения экономической конъюнктуры и возникающие вызовы, в том числе связанные с колебаниями цен на нефть, чтобы выполнить принятые расходные обязательства. На решение этой проблемы нацелен законопроект об особенностях исполнения бюджета в 2021 г.
Большинство положений законопроекта носят временный характер, ориентированы на обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ в следующем году и предполагают их реализацию при безусловном сохранении правил и роли парламентского контроля в бюджетном процессе.
В случае снижения цен на нефть Кабинет министров сможет направлять средства ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета в размере недополученных нефтегазовых доходов до внесения изменения в закон о бюджете. При этом объем использования средств Фонда национального благосостояния предлагается ограничить 1% ВВП.
В 2021 г. планируется несколько отступить от бюджетного правила, увеличив предельный объем бюджетных расходов.
Ряд законодательных инициатив нацелен на поддержку бизнеса в отраслях, пострадавших от коронавирусной эпидемии. «В условиях непростого восстановления деловой и экономической активности малого и среднего бизнеса целесообразно подумать о продлении кредитных и налоговых каникул, — уверен председатель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. — В число законодательных мер может войти упрощение получения кредитов и снижение процентной ставки».
Многие предприниматели, по словам С. Жигарева, взяли кредиты еще до наступления пандемии и в нынешних условиях не могут их погасить. Также стоит рассмотреть возможности продления отсрочек, а в некоторых случаях — прощения налогов.
«И, конечно, целесообразно снижение ставок аренды за право пользования федеральным, муниципальным, региональным имуществом, — полагает депутат. — Кроме того, необходимо решить вопрос регулирования системы ОКВЭД. Льготы предоставляются предпринимателям исходя из кодов, на которых они стояли в налоговой инспекции по заявленной деятельности. Многие предприниматели, которые понесли и продолжают нести убытки, по этим кодам не попали под льготы».
На поддержку законопослушных предпринимателей и простых покупателей нацелен проект, предполагающий создание национальной системы прослеживаемости товаров, что должно снизить долю фальсификата на рынках ЕАЭС, повысить налоговый и таможенный контроль за перемещаемыми и реализуемыми изделиями.
Изменения, которые предполагается внести в Налоговый кодекс, установят общие положения о прослеживаемости. Кроме того, законопроект определяет обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости. Перечень таких товаров определит правительство.
Парламентарии стараются держать в поле своего зрения предпринимателей, которые находятся в одной из самых уязвимых сфер экономики — моногородах. «Период пандемии стал настоящим стресс-тестом для экономики монопрофильных муниципальных образований», — подчеркивает зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина. По предложению депутатов Минтруд ведет оперативный мониторинг рынка труда в моногородах, а Минпромторг включил в перечень системообразующих предприятий крупные градообразующие компании и распространил на них меры поддержки.
«На сегодняшний день в нашем законотворческом портфеле 1229 законопроектов, которые, возможно, станут законами, — напомнил председатель Госдумы В. Володин. — К рассмотрению готовятся еще 843 законодательные инициативы. Работа предстоит большая».