Первый в нашей стране Антикоррупционный рейтинг российского бизнеса, представленный на днях РСПП, сделан на основе оценки корпоративных систем борьбы с коррупцией. Самые активные борцы с коррупцией в своих рядах — «РЖД», «Ростелеком», «ВТБ», «Россети» и СИБУР — явно поднимут уровень своей репутации. Однако эксперты отмечают, что это не убережет их от штрафов, если кто-то из сотрудников попадется на взятке или «откате».
Национальный план противодействия коррупции на 2018—2020 гг., утвержденный президентом страны, поставил перед бизнес-сообществом задачу развития механизмов предупреждения коррупции в деловой среде. Для оценки работы компаний, нацеленной на противодействие коррупции, в прошлом году РСПП принял решение о формировании первого отечественного Рейтинга компаний с эффективной антикоррупционной политикой.
В основу Рейтинга-2020 легло проведение независимой экспертизы документированных свидетельств соответствия деятельности компаний международному стандарту ISO 37001:2016 «Системы управления противодействием коррупции — Требования и рекомендации по применению» и положениям Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
В качестве «подопытных кроликов», а вернее, «китов», были выбраны первые 50 предприятий, возглавляющих список «ЭКСПЕРТ 400 — рейтинг крупнейших российских компаний».
Уровень антикоррупционной работы выбранных корпораций оценивался на основе 37 критериев. При этом ключевым индикатором стала оценка системы управления, нацеленной на противодействие коррупции, с позиций широты охвата, стратегического и оперативного менеджмента, организационной структуры, функций и ответственности, включая риски коррупции заинтересованных лиц.
Лицо компании определяют топ-менеджеры
В десятку лидеров первого Антикоррупционного рейтинга российского бизнеса вошли «РЖД», «Ростелеком», «ВТБ», «Россети», СИБУР, «РусГидро», «Металлоинвест», «ИнтерРАО», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» и СУЭК.
Системы управления противодействием коррупции в этих компаниях, по оценке экспертов РСПП, предусматривают непременное наличие в открытом доступе всех внутренних нормативных актов и документов, принятие которых предусмотрено законодательством.
Противодействие коррупции здесь рассматривается как обязательная составляющая системы управления рисками и внутреннего контроля компании. Совет директоров, руководство этих предприятий непосредственно причастны к организации, функционированию и определению эффективности системы управления рисками коррупции.
Антикоррупционные меры в компаниях — лидерах Рейтинга встроены в бизнес-процессы, предполагающие разработку и своевременное обновление внутренних нормативных документов, регламентирующих осуществление закупок, сделок/операций с высоким коррупционным риском.
Важная деталь: в компаниях, вышедших на передовой рубеж борьбы с коррупцией, реально действуют каналы для сообщений о признаках или фактах коррупции, злоупотреблениях, о неэффективности существующих контрольных процедур. Особого внимания, по мнению аналитиков РСПП, заслуживает передовой опыт «РЖД», где практически по всем направлениям противодействия коррупции налицо включенность не только высшего руководства, но и широкого круга работников компании. В «РЖД» выстроена «вертикаль» борьбы с коррупцией, и трудятся более 6 тыс. сотрудников, в должностные обязанности которых входит противодействие взяткам, «откатам» и другим нарушениям работников предприятия.
Большое внимание публичному раскрытию информации о предупреждении коррупции уделяется в «РусГидро». Тема противодействия ей является одним из лейтмотивов годового отчета компании. Здесь ежегодно публикуется отчет о выполнении мероприятий по реализации Комплексной программы антикоррупционной деятельности предприятия.
Для ведения договорной работы в СИБУРе помимо антикоррупционной оговорки применяется «Декларация по соблюдению этических и правовых норм группой СИБУР и ее деловыми партнерами».
Штрафы репутации вопреки
Среди преимуществ компаний, которые на высоком уровне организовали систему борьбы с коррупцией и вошли в группу лидеров Рейтинга, эксперты называют повышение их репутации. Во многих странах это позволяет предприятиям избежать наказания в тех случаях, когда их сотрудники попадаются на даче взяток или «откатов» чиновникам или на других коррупционных действиях.
«Мы вообще за то, чтобы компания добросовестная, если у нее действительно какие-то нарушения есть, отделалась предупреждением, прежде чем ее оштрафовать... в случае, если выстроена система в данном конкретном контексте антикоррупционной деятельности», — считает президент РСПП Александр Шохин.
Однако пока в реальности ситуация складывается совсем по-другому. Так, в очередном докладе бизнес-омбудсмена президенту страны подчеркивается, что компании, реализующие меры по предупреждению коррупции, находятся в зоне риска привлечения к существенной материальной ответственности за коррупционные действия отдельных недобросовестных сотрудников.
Даже если юридическое лицо реализовало все необходимые внутренние мероприятия по предупреждению коррупции, оно не застраховано от недобросовестного коррупционного поведения любого из своих сотрудников.
Ежегодно несколько сотен юридических лиц привлекаются к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Так, в 2019 г. административному наказанию в виде штрафа были подвергнуты 344 юридических лица. Общая сумма наложенных судами штрафов по вступившим в законную силу постановлениям составляет 566,2 млн руб.
Проблема особенно актуальна из-за публичности реестра юридических лиц, привлеченных по данной статье (поскольку тут возникает репутационный ущерб), и отсутствия способов исключения из него. В результате юридические лица вынуждены длительное время отстаивать свои права в суде. В случае признания юридического лица виновным налагается значительный административный штраф в размере не менее 1 млн руб., и зачастую возникает угроза банкротства. Кроме того, предприятие в течение двух лет не может участвовать в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.
«Необходимо отметить, что положения ст. 19.28 КоАП РФ не предусматривают в числе смягчающих или устраняющих вину факторов принятия компанией всех необходимых антикоррупционных мер (механизмов антикоррупционного комплаенса), предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ „О противодействии коррупции“ и лучшими международными практиками», — комментирует ситуацию заведующая Лабораторией антикоррупционной политики ВШЭ Дина Крылова.