Роспотребнадзор предлагает изменить Закон о защите прав потребителей, дополнив его положениями, защищающими покупателей от произвола продавцов в части навязывания ряда условий договора. Проект соответствующего закона размещен на портале проектов нормативных актов для общественного обсуждения.
Проект изменений в Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (опубликован под ID 02/04/09-20/00108592, далее — Закон) устанавливает запрет для продавца (равно как и для исполнителя договора, а также владельца агрегатора) отказывать потребителю в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом последнего предоставить персональные данные. Запрет будет актуален в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг).
В обоснование своей инициативы Роспотребнадзор сослался на то, что в последнее время все чаще отмечаются случаи недобросовестного поведения, в том числе выражающегося в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей.
Авторы проекта отмечают, что поправки, вносимые законопроектом, соответствуют Руководящим принципам ООН для защиты интересов потребителей (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22.12.2015), которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации, а также п. 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24.03.2016 № C(2016)13. В соответствии с тезисами вышеприведенных документов компании должны защищать конфиденциальность данных потребителя, гарантируя, что их практика в отношении сбора и использования потребительских данных является законной, прозрачной и справедливой.
Также, исходя из того, что потребитель является слабой стороной, Роспотребнадзор предлагает ввести в Закон перечень условий, ущемляющих его права, и, следовательно, недопустимых в договоре.
Необходимость такой «детализации» подтверждается статистикой: за последние семь лет так и не снизилось количество выявленных нарушений, связанных с включением в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Если в 2010 г. было выявлено более 6600 таких нарушений, то в 2016 г. — уже более 8000.
При этом в договоры с потребителями, как показывает правоприменительная практика, продолжают включаться условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми.
В первую очередь это касается одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий обязательства хозяйствующим субъектом, например:
-
положения договоров, включающие право банка на одностороннее изменение, а также на односторонний отказ кредитором от исполнения договора, противоречат ст. 310 и 450 ГК РФ;
-
формулировка заявления, предусматривающая право банка отказать в акцепте оферты на заключение договора комплексного банковского обслуживания, на открытие вклада без объяснения причин, также не соответствует требованиям ГК РФ;
-
условие абонентского договора об оказании услуг связи, предусматривающее право хозяйствующего субъекта на одностороннее изменение условий договора, ущемляет права потребителя;
-
право отказать в посещении клуба любому лицу без объяснения причин является нарушением прав потребителей и норм действующего законодательства.
Нарушаются права потребителя и при ограничении свободы выбора территориальной подсудности споров. Кроме того, незаконны штрафные санкции за отказ потребителя от исполнения договора. Например, условие договора, определяющее, что в случае расторжения договора по инициативе потребителя предоплата не возвращается, не соответствует положению ст. 32 Закона о защите прав потребителей и нарушает его право (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу № А33-14838/2015).
Всего в законопроекте перечислены 14 типов условий, нарушающих права потребителей.
Кроме того, односторонний отказ от исполнения обязательств по заключенному договору по причине неисполнения потребителем недопустимых условий договора, ущемляющих его права, не допускается.