1 октября Президент РФ подписал Федеральный закон № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 312-ФЗ). Это совсем небольшой нормативный акт, он затрагивает всего три статьи Налогового кодекса, но является результатом долгого пути к правовой определенности, для достижения которой потребовалось вмешательство Конституционного суда.
История вопроса
Спорный вопрос возник в 2016 г. в ходе реформы по передаче в ФНС России администрирования страховых взносов. В рамках этой реформы был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“».
Согласно п. 1 ст. 21 этого закона решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления страхователя.
В то же время Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» ст. 78 НК РФ о зачете и возврате излишне уплаченных налогов, сборов и взносов была дополнена п. 6.1 следующего содержания: «Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Аналогичная норма существовала и в п. 22 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 1 января 2017 г.
Применение этих норм в совокупности на практике приводило к отказам органов Пенсионного фонда и судов в возврате страхователям переплаты страховых взносов. Один из таких споров в прошлом году дошел до Конституционного суда — ООО «Газпромнефть-Развитие» (дело № А56-67008/2017) оспорило отказ подразделения Пенсионного фонда РФ в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 г. Отказ обосновывался ссылкой на указанные нормы и на то обстоятельство, что спорные суммы взносов были разнесены на индивидуальные счета застрахованных лиц.
В ходе рассмотрения кассационной жалобы ООО «Газпромнефть-Развитие» Судебная коллегия Верховного суда РФ направила в Конституционный суд РФ запрос о проверке соответствия Конституции РФ приведенных выше и ряда корреспондирующих норм.
Конституционный суд 31 октября 2019 г. принял постановление № 32-П, которым признал указанные нормы не соответствующими Конституции. При этом суд указал на недопустимость ограничения права страхователя на возврат сумм излишне уплаченных взносов в Пенсионный фонд лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Также суд указал на необходимость учитывать следующие обстоятельства:
-
структуру тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей);
-
наступление у конкретного застрахованного лица страхового случая с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
-
факт того, приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.
По поводу структуры тарифа страховых взносов Конституционный суд сделал следующие выводы:
-
до наступления у застрахованного лица страхового случая отсутствуют препятствия для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов безотносительно к тому, были ли они начислены по индивидуальной или солидарной части тарифа;
-
поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица уплаченная по солидарной части тарифа сумма взносов не отражается, корректировка ее размера не может приводить к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц и после наступления страхового случая.
Также суд обязал внести в законодательство соответствующие изменения.
Изменения в законодательство
Во исполнение постановления Конституционного суда от 31.10.2019 № 32-П 8 мая 2020 г. Правительство РФ внесло законопроект № 953961-7, который после его рассмотрения стал Законом № 312-ФЗ.
Закон излагает спорный п. 6.1 ст. 78 НК РФ в следующей редакции: «Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ „О страховых пенсиях“».
Также закон зеркально меняет третий абзац п. 1.1 ст. 79 НК РФ, регулирующего возврат излишне взысканных страховых взносов.
Как можно видеть из новой редакции обсуждаемых норм, они учитывают позицию Конституционного суда: теперь страховые взносы в Пенсионный фонд не подлежат возврату, только если они учтены в индивидуальной части тарифа и застрахованному лицу назначена пенсия, то есть наступил страховой случай.
Остается надеяться, что принятые изменения позволят снизить количество споров о возврате страховых взносов и прекратить нарушение прав страхователей.