На сайте Минфина России опубликованы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. (далее — документ). Отметим, что некоторые предложенные в части налоговой политики меры уже обрели законодательное регулирование в этом году, другие — вошли в законопроекты, рассматриваемые Госдумой (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 38, 36, 2020).
Вопросы налогообложения освещены в приложениях 2 «Меры налоговой политики по видам налогов» и 3 «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» к документу. Приведем наиболее любопытные предложения.
Совершенствование налогового администрирования
Предлагаемые меры:
-
интеграция законодательства РФ о ККТ в законодательство о налогах и сборах. Предполагается отмена контроля за применением контрольно-кассовой техники как самостоятельной формы федерального государственного контроля (надзора) и его включение в систему налогового контроля в рамках единого нормативного правового акта — Налогового кодекса. Это должно способствовать дальнейшему формированию бесконтактного налогового администрирования, установлению единых правил контроля за деятельностью налогоплательщиков, осуществляющих фиксацию расчетов, а также снизить административную нагрузку на налогоплательщиков;
-
возложение на налоговые органы обязанности предварительно информировать о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации (расчета);
-
внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов (банков), в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий, в том числе при возмещении НДС (освобождении от уплаты акцизов) в заявительном порядке. Это позволит обеспечить быструю и прозрачную логистику, сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков;
-
урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом;
-
расширение возможностей получения налоговыми органами информации от кредитных организаций, необходимой для осуществления налогового контроля, а также направления такой информации по запросу компетентного органа иностранного государства. Реализация данной меры должна способствовать обелению экономики, не затрагивая интересы добросовестных налогоплательщиков;
-
увеличение срока хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, с четырех до пяти лет, в целях удовлетворения требований международных стандартов прозрачности и обмена информацией.
Налог на прибыль
Предлагается конкретизировать нормы, касающиеся налогового учета расходов на модернизацию амортизируемого имущества, с целью исключения возможности их различного толкования и сокращения соответствующих налоговых споров (судебных разбирательств и затрат на них).
В перспективе — проработка вопросов:
-
о необходимости снятия ограничений, предусмотренных для применения холдингового режима налогообложения;
-
о смягчении политики учета расходов страхования при налогообложении. Отказ от закрытого перечня видов страхования, по которым соответствующие расходы учитывались для целей налогообложения, в пользу открытой позиции по возможности списания данных затрат с установлением отдельных видов страхования, которые не могут учитываться для целей налогообложения;
-
о продлении действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.
НДФЛ
В числе конкретных мер названы:
-
упрощение порядка получения отдельных налоговых вычетов по НДФЛ (отказ от представления налогоплательщиком налоговой декларации и пакета подтверждающих документов, автоматизация процедуры обработки документов налоговым органом);
-
отмена обязанности представления налоговых деклараций в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества (250 000 руб. либо 1 000 000 руб.) над соответствующими доходами.
Налог на имущество
Отменят налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (административные и торговые центры, отдельные нежилые помещения), с учетом практики применения аналогичных норм по транспортному и земельному налогам.
Контроль за уплатой налога на имущество организаций в отношении таких объектов будет осуществляться налоговыми органами на основании сведений, получаемых от Росреестра в порядке, аналогичном порядку, установленному по транспортному и земельному налогам.
Кроме того, в перспективе — проработка возможности отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога на имущество организаций. Результатом должно стать упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.
Упрощенная система налогообложения
«Упрощенцы» получат:
-
уточнение порядка исчисления налога при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из субъектов РФ установлена пониженная налоговая ставка;
-
исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ. Налоговая декларация такими налогоплательщиками представляться не будет, а сумма налога по УСН, подлежащая уплате в бюджет, будет исчисляться налоговым органом на основании поступивших в налоговый орган сведений об осуществленных расчетах, зафиксированных ККТ с направлением налогоплательщику уведомления о сумме налога (авансовых платежей по налогу) по УСН, подлежащих уплате, через сервис «Личный кабинет».
Страховые взносы
Будет продолжена работа по синхронизации перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ. Применение единого подхода в обложении страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц аналогичных сумм выплат/доходов, произведенных работодателем, позволит усовершенствовать процесс администрирования таких платежей налоговыми органами, а также снизит административную нагрузку на плательщиков страховых взносов.
Налог на добавленную стоимость
Рассматривается возможность возложения обязанности уплаты НДС за иностранную организацию российским покупателем — налоговым агентом, за исключением случаев оказания услуг в электронной форме либо когда иностранная организация состоит на учете в налоговых органах в силу наличия представительства (филиала) и товары реализуются (работы выполняются, услуги оказываются) через такие обособленные подразделения. Предполагается, что принятие данных изменений облегчит условия ведения бизнеса в Российской Федерации иностранным организациям, состоящим на налоговом учете только в связи с наличием имущества или счета в российском банке, поскольку у таких организаций будет отсутствовать обязанность по исчислению и уплате НДС и представлению налоговых деклараций в налоговые органы.
Целесообразность этой меры еще будет обсуждаться.