Число заболевших коронавирусом в мире выросло свыше 36,2 млн человек, что вынудило большинство стран ужесточить ограничительные меры. Однако опережающие индексы деловой активности в сентябре оставались в «зеленой зоне» (индекс глобальной активности PMI составил 52,1 балла, композитный индекс PMI по России равнялся 53,7 балла). Ежедневный стресс-индекс DESI, рассчитываемый ВШЭ, в начале октября показывает на возможность дальнейшего восстановления российской экономики.
Количество заболевших COVID-19 в мире на 8 октября составило более 36,2 млн человек, выздоровели 25,2 млн, летальным исходом закончилась встреча с коронавирусом для 1 млн жителей нашей планеты. В России заболели 1,2 млн граждан, справились с вирусом 995 тыс., ушли в мир иной — 21,8 тыс. наших соотечественников.
Основной прирост заболеваний приходится на Индию (которая вышла на второе место в мире по количеству заболевших), США и страны Латинской Америки. В то же время существенно вырос уровень заболеваемости в европейских странах. Наибольший прирост был отмечен во Франции, Испании и Великобритании. В нашей стране по состоянию на 8 октября прирост новых заболеваний равнялся 11,1 тыс., что немного меньше предыдущего дня (11,6 тыс.).
Коэффициент распространения коронавируса Rt значительно вырос по сравнению с концом августа во многих странах, по оценке экспертов РАНХиГС, прежде всего, за счет увеличения числа социальных контактов (в частности, в результате возобновления туристических поездок, очной работы, деятельности образовательных организаций).
Официально начало второй волны пандемии объявлено в десяти европейских странах, включая Францию, Великобританию, Австрию, Испанию, Польшу, Нидерланды. Одними из первых решение объявить о приходе второй волны вируса приняли власти Чехии, где — наряду с Албанией, Болгарией, Северной Македонией и Черногорией — обновлены рекордные показатели случаев заболевания с начала года.
В Великобритании ограничительные меры продлены на полгода. Кроме того, введен штраф в размере до 10 тыс. фунтов стерлингов для нарушителей предписанного режима самоизоляции, имеющих подтвержденный диагноз либо контактировавших с заболевшими.
Новые меры с целью сдерживания роста заболеваемости вводятся также в Испании, Италии, Нидерландах и Франции.
Здесь введены ограничения на часы и режим работы общественных мест и развлекательных заведений, а также на количество посетителей массовых мероприятий.
В 21 штате США ежедневное количество новых случаев продолжает расти, в 18 штатах прирост остается стабильным. Одни из самых строгих карантинных ограничений, в частности запрет на удаление от места проживания более чем на 1 км, действуют в Израиле.
«В России представители системы здравоохранения связывают до 85% случаев заболевания с пренебрежением гражданами средствами индивидуальной защиты, посещением массовых мероприятий и мест скопления людей», — подчеркивает заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований РАНХиГС Юрий Пономарев.
В целях повышения социальной дисциплины в части соблюдения мер предосторожности в общественных местах в Москве усилен контроль за соблюдением масочного режима на предприятиях торговли и объектах транспортной инфраструктуры, объявлено о досрочном наступлении продолжительных каникул в школах.
В столице с 28 сентября по 28 октября гражданам в возрасте старше 65 лет и жителям, имеющим хронические заболевания, рекомендовано минимизировать социальные контакты и находиться дома. Не менее 30% (рекомендательно до 50%) сотрудников столичные предприятия и организации обязаны перевести на удаленную работу. Региональные власти также выпускают и распространяют рекомендации о соблюдении режима самоизоляции и возобновлении удаленного формата работы предприятий.
«В целом действующие в России ограничительные меры согласуются с мерами, принимаемыми в других странах, где показатели заболеваемости в сентябре значительно выросли, — отмечает эксперт РАНХиГС Антон Макаров. — Вместе с тем, в отличие от ряда стран, в России контроль за распространением коронавируса осуществляется без ввода жестких ограничений, аналогичных тем, что были приняты весной».
Несмотря на второй удар коронавируса, экономическая активность в большинстве стран мира держится в позитивной зоне. «Глобальный экономический рост замедлился, но остался стабильным в сентябре, — отмечают аналитики консалтинговой компании IHS Markit. — Индекс глобальной деловой активности (J.P. Morgan Global PMI Composite Output Index) составил в сентябре 52,1 балла, что лишь немного ниже его значения в августе (52,4 балла). Растет число новых компаний и объемы производства. Занятость и новые экспортные заказы демонстрируют положительный тренд».
В нашей стране композитный индекс PMI, отражающий деловую конъюнктуру в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, равнялся в сентябре 53,7 балла. Несмотря на замедление по сравнению с августом, темпы роста, по мнению экспертов IHS Markit, были существенными.
В начале октября ежедневный экономический стресс-индекс (Daily Economic Stress-Index, DESI), который рассчитывают эксперты ВШЭ, не опускался ниже 6,7%. При этом индикатор два раза поднимался до 13,3%, когда две компоненты из 15 составляющих превышали свои пороговые значения.
«Низкое значение DESI на данный момент остается нормой, — комментирует ситуацию аналитик ВШЭ Сергей Смирнов. — Единственный показатель, изо дня в день подававший „сигнал тревоги“, — номинальный эффективный курс рубля. Однако вряд ли следует интерпретировать этот факт как симптом нарастания стресса в российской экономике, поскольку другие индикаторы риска (процентные ставки, дефолтный своп (CDS) и пр.), в общем, не растут. В этих условиях обесценение рубля скорее выглядит компенсирующим фактором, способствующим наполнению доходной части бюджета».
Сценарий дальнейшего восстановления российской экономики, по мнению ученых «Вышки», все еще представляется вполне возможным. Очевидно при этом, что вторая волна пандемии COVID-19 чревата ужесточением карантинных мер и связанным с ними «административным» сокращением предложения в России и других странах.
В заключение стоит привести выводы экспертов Университета Джона Хопкинса, которые считают, что в случае установления более строгого контроля за выполнением существующих ограничительных мер в России можно избежать тяжелых последствий, которые неминуемо приведут к введению нового карантина.