Особенностью проекта федерального бюджета на 2021—2023 гг. стал его хронический дефицит, вызванный падением доходов в результате развернувшегося кризиса. Постепенное сокращение дефицита (с 2755,2 млрд руб. в 2021 г. до 1412,3 млрд в конце трехлетки), по оценке Минфина, потребует снижения расходов бюджета с 18,6% ВВП в следующем году до 17,8% ВВП через три года. Экспертное сообщество предлагает более активно забирать в бюджет дивиденды госкомпаний и использовать накопленные резервы.
Проект федерального бюджета сформирован на основе «базового» варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2021—2023 гг., в котором учтены меры, реализуемые в рамках Общенационального плана действий. Прогноз предполагает, что в 2020 г. ВВП сократится на 3,9%. В следующем году ожидается его рост на 3,3%, в 2022 г. — на 3,4%, в 2023 г. — на 3%.
Федеральный бюджет в течение всего прогнозируемого периода будет дефицитным, отмечали участники парламентских слушаний в Совете Федерации. Основным источником финансирования дефицита бюджета будут выступать государственные заимствования Российской Федерации. В результате объем госдолга вырастет с 19% ВВП в текущем году до 21,3% ВВП в 2023 г.
Доходы федерального бюджета запланированы в следующем году в размере 18,8 трлн руб. (+5,1% в номинальном выражении к 2020 г.), в 2022 г. — 20,6 трлн руб. (+10% к 2021 г.), в 2023 г. — 22,3 трлн руб. (+7,9% к предыдущему году). По отношению к ВВП доходы будут постепенно увеличиваться с 16,2% валового продукта в предстоящем году до 16,8% в конце трехлетнего периода.
Проект бюджета предполагает, что доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях в федеральный бюджет увеличится с 28,7% в нынешнем году до 33,7% в 2023 г. Прогнозный рост ненефтегазовых доходов обусловлен увеличением поступлений внутренних налогов на фоне улучшения экономической ситуации. При этом доля ненефтегазовых доходов в общих поступлениях федерального бюджета, наоборот, снизится с 71,3% в 2020 г. до 66,3% в конце трехлетки.
Среди важных изменений в налоговой политике, которые ожидают бизнес в 2021—2023 гг., Минфин выделяет следующие новации. Во-первых, осуществление маневра в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе снижение ставки страховых взносов. Во-вторых, стимулирование инвестиций в ключевой инновационной отрасли — IT-индустрии — путем снижения налоговой нагрузки (по налогам на добавленную стоимость, по налогам на прибыль, по страховым взносам). В-третьих, отмена неэффективных льгот по налогу на добычу полезных ископаемых и совершенствование налога на дополнительный доход. Предполагается, что дополнительные поступления в бюджет за три года составят около 200 млрд руб.
Не забыло финансовое ведомство и о гражданах. На ближайшие три года запланировано увеличение акцизов на табак и табачные изделия и рост налогообложения пассивных доходов. По оценке Минфина, дополнительные доходы российского бюджета в результате изменения, например, Российско-Кипрского соглашения могут составить в 2021 г. от 130 до 150 млрд руб.
Кроме того, предусматривается введение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на депозиты и проценты, а также снижение дифференциации доходов граждан путем повышения ставки НДФЛ. Ожидается, что дополнительные поступления в бюджет от этой меры за три года составят около 180 млрд руб.
Доля расходов относительно ВВП будет снижаться
Объем расходов федерального бюджета в номинальном выражении в 2021 г. составит 21,5 трлн руб. (снижение на 4,9% к предыдущему году), в последнем году трехлетки — 23,7 трлн руб. (увеличение на 8,3% к 2022 г.). Однако размер расходов, выраженный в долях валового внутреннего продукта, будет уменьшаться: в 2021 г. он составит 18,6% (в 2020 г. — 21,1%), в конце прогнозируемого периода — 17,8%.
Структура расходов федерального бюджета в 2021—2023 гг. в разрезе разделов функциональной классификации расходов по сравнению с нынешним годом меняется незначительно. В следующем году по сравнению с 2020 г. будут увеличены расходы по направлениям: национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, охрана окружающей среды, социальная политика, средства массовой информации, обслуживание госдолга.
На всем плановом периоде планируется дефицит федерального бюджета. Предполагается, что по итогам 2020 г. он составит 4717,7 млрд руб., на 2021 г. прогнозируется в сумме 2755,2 млрд руб., на 2022 г. — 1250,8 млрд руб. и на последний год трехлетки — 1412,3 млрд руб.
В долях ВВП дефицит федерального бюджета снизится с 4,4% валового продукта по итогам 2020 г. до 2,4% ВВП в следующем году, до 1% ВВП — в 2022 г. и до 1,1% в последнем году планового периода. Ненефтегазовый дефицит в 2021—2023 гг. прогнозируется на уровне 6,5%—7,6% ВВП.
Госкомпании могут помочь бюджету
Критику участников парламентских слушаний вызвало намеченное сокращение расходов бюджета, которое может помешать восстановлению экономики после серьезного кризиса. «Мы не должны уменьшать расходы в процентах к ВВП, — убежден глава Счетной палаты Алексей Кудрин. — Может быть, мы потом дополним, при пересмотре второго и третьего годов трехлетки, но сейчас правительство должно дать точные ориентиры, что не будут снижаться в процентах к ВВП расходы на образование. То же самое — на здравоохранение: снижение с 4,1% ВВП до уровня 3,8% в 2021 г. и до 3,6% — в 2023 г.».
Вместе с тем прозвучал ряд предложений, использование которых может увеличить доходы федерального бюджета и, соответственно, создать возможности для роста его расходов. «У нас есть резервы и в неналоговой сфере. Например, необходимо навести порядок в области управления государственным имуществом и организациями с госучастием», — считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Дополнительные поступления в бюджет, по мнению экспертов Счетной палаты, могут быть обеспечены принятием более действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам, взысканию доначисленных платежей по результатам контрольной работы, совершенствованию контроля за достоверным декларированием таможенной стоимости товаров, сокращению неэффективных налоговых льгот и освобождений. Свою лепту могут внести меры по расширению налоговой базы за счет вовлечения хозяйствующих субъектов в официальную экономическую деятельность.
Наконец, ближайшие пять-шесть лет, по оценке А. Кудрина, бюджет может получать по 200—300 млрд руб. за счет продажи госактивов.