Динамика глобальной экономики во II—III кварталах нынешнего года, по оценкам МВФ, была несколько лучше, чем ожидалось ранее, что позволило спрогнозировать меньшее ее снижение в 2020 г. — –4,4% и рост на 5,2% в следующем году. Однако эксперты Фонда отмечают, что восстановление мировой экономики будет частичным и неравномерным на фоне продолжающейся пандемии COVID-19, и предлагают властям не сворачивать меры поддержки бизнеса и простых граждан.
В апреле — июне текущего года произошло беспрецедентное снижение мировой экономической активности, когда в течение нескольких недель, по расчетам Международного валютного фонда (МВФ), примерно 85% глобальной экономики находилось в режиме самоизоляции.
«В июне мы прогнозировали сильное сокращение мирового ВВП в 2020 г., — комментирует ситуацию директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. — Сегодня ситуация выглядит менее мрачно. По нашей новой оценке, динамика во II—III кварталах была несколько лучше, чем ожидалось, что позволило немного повысить наш мировой прогноз на 2020 г. А в 2021 г. мы по-прежнему прогнозируем частичное и неравномерное восстановление».
«В своем последнем выпуске доклада „Перспективы развития мировой экономики“ мы по-прежнему прогнозируем глубокую рецессию в 2020 г., — подчеркивает директор исследовательского департамента МВФ Гита Гопинат. — Согласно прогнозу, динамика мировой экономики в 2020 г. составит –4,4%, что на 0,8 п.п. выше нашей июньской оценки. Ожидается, что в 2021 г. рост восстановится до 5,2%, что на 0,2 п.п. ниже июньского сценария».
Еврозону в текущем году ожидает серьезный спад (–8,3%) и восстановление на уровне среднемировых темпов (5,2%) в 2021 г. В Соединенных Штатах сокращение экономики будет меньше (–4,3%), но и прирост в следующем году тоже будет ниже (3,1%).
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства выглядят гораздо лучше: снижение в нынешнем году здесь составит лишь 1,7%, зато отскок (иначе его не назовешь) в 2021 г. будет равняться 8%.
В регионе Ближнего Востока и Центральной Азии «просадка» экономики в текущем году будет чуть меньше сренемирового показателя (–4,1%), а восстановительный рост составит 3%. В государствах Латинской Америки и Карибского бассейна динамика экономики будет равняться –8,1% в нынешнем году и 3,6% — в следующем.
В государствах, расположенных к югу от Сахары, экономика сократится в текущем году на 3,1%, а в 2021 г. восстановительный прирост будет равняться 3,1%, что позволит им выйти приблизительно на докризисный уровень экономической активности.
Практически единственной страной, экономика которой в 2020 г. успешно преодолеет кризис, связанный с пандемией, остается Китай, откуда COVID-19 и начал свое шествие по миру. В Поднебесной темпы прироста ВВП останутся положительными в текущем году (1,9%), а в следующем Фонд ожидает рывок китайской экономики на 8,2%.
Для России прогноз МВФ предполагает сокращение ВВП на 4,1% в текущем году и прирост на уровне 2,3% в 2021 г. Напомним, что последний прогноз Минэкономразвития на 2020 г. близок к ожиданиям Фонда и равняется 3,9%. В отличие от очень оптимистичного варианта развития отечественной экономики в 2021 г. (3,5%), на который надеется МЭР.
Тропа, окутанная пеленой неопределенности
«Глубокие следы этого кризиса, вероятно, сохранятся в среднесрочной перспективе, так как рынкам труда требуется время для восстановления, инвестиции сдерживаются неопределенностью и проблемами балансов, а ущерб в сфере образования подрывает человеческий капитал, — подчеркивает Г. Гопинат. — Ожидается, что после начала подъема в 2021 г. рост мировой экономики постепенно замедлится до примерно 3,5% в среднесрочной перспективе».
Серьезным триггером неопределенности будущего развития экономики остаются риски, связанные с характером и накалом пандемии. Вирус вновь нарастает, и в отдельных местах повторно вводятся режимы изоляции. Если ситуация ухудшится, а перспективы лечения и вакцинации ослабнут, это нанесет тяжелый ущерб экономической деятельности, вероятно, усугубляемый серьезными потрясениями на финансовых рынках. Расширение ограничений на торговлю и инвестиции и растущая геополитическая неопределенность могут подорвать восстановление.
«Всем странам теперь предстоит то, что я бы назвала „долгим восхождением“, — трудный подъем, который будет длительным, неравномерным и сопряженным с неопределенностью. А также чреватым неудачами, — прогнозирует К. Георгиева. — Тропа, лежащая перед нами, окутана пеленой крайней неопределенности. „Восхождение“ может ускориться в случае более быстрого продвижения в медицинской сфере, например, в создании вакцин и лекарственных средств. Но оно может и замедлиться, особенно в случае значительного увеличения числа серьезных вспышек заболевания».
Сохраняются высокие риски из-за роста числа банкротств и завышенной стоимости активов на финансовых рынках. При этом многие страны стали более уязвимыми. Их уровни долга возросли в результате налогово-бюджетных мер, принимаемых в ответ на кризис, и крупного сокращения объема производства и доходов. По оценке Фонда, в 2020 г. мировой государственный долг достигнет рекордно высокого уровня, примерно 100% глобального ВВП.
Одним из негативных трендов нынешнего кризиса, по мнению аналитиков МВФ, стало углубление разрыва в динамике доходов стран с развитой экономикой и государств с формирующимся рынком и развивающихся стран (за исключением Китая). При этом совокупный рост доходов на душу населения в первой группе государств будет выше, чем в странах второй категории (кроме Поднебесной).
Кризис также ведет к еще большему неравенству из-за непропорционального ухудшения положения низкоквалифицированных работников, женщин и молодежи. В нем, несомненно, есть выигравшие и проигравшие социальные группы населения.
Власти должны продолжать меры поддержки
Чтобы преодолеть все эти трудности, МВФ предлагает целый набор механизмов социально-экономической политики.
Во-первых, избегать преждевременного прекращения поддерживающих мер государственной политики. Там, где пандемия продолжается, чрезвычайно важно сохранять насущные меры поддержки компаний и работников в масштабе экономики, такие как отсрочка уплаты налогов, гарантии по кредитам, денежные трансферты и субсидирование заработной платы. Не менее важно продолжать проводить мягкую денежно-кредитную политику и поддерживать ликвидность для обеспечения кредитования, особенно для малых и средних предприятий.
Во-вторых, гибкая и ориентированная на перспективу налогово-бюджетная политика будет иметь большое значение для достижения прочного подъема. Это потребует как стимулов для создания рабочих мест, особенно в сфере «зеленых» инвестиций, так и мер, призванных смягчить последствия для работников: от переподготовки и повышения квалификации до расширения и увеличения продолжительности страхования на случай безработицы. Сохранение уровней социальных расходов будет иметь решающее значение для перехода на справедливой основе к созданию новых рабочих мест.
В-третьих, важно решить проблему задолженности, особенно в странах с низкими доходами. Это означает предоставление более широкого доступа к грантам, льготным кредитам и облегчению бремени задолженности наряду с совершенствованием управления долгом и повышением прозрачности. В некоторых случаях будет необходима глобальная координация для реструктуризации суверенного долга при полноценном участии государственных и частных кредиторов.