Во вторник, 13 октября, президент Владимир Путин подписал указ о том, что в перечень подлежащих маркировке изделий добавляются питьевая вода, пиво и слабоалкогольные напитки. Ранее в перечень входили мех, табак, обувь, фотокамеры и молочная продукция. Маркировка напитков будет проводиться в качестве эксперимента до 1 апреля 2021 г., после чего, в случае успеха, станет обязательной.
До конца текущего года под маркировку попадут еще шины и покрышки, а в 2021 г. — пять групп изделий легкой промышленности и молочной продукции.
Каждая единица товара будет получать уникальный код, который отслеживается на протяжении всего ее жизненного цикла — до утилизации или продажи конечному потребителю. Минпромторг уверяет, что это поможет бороться с контрафактом и фальсификатом.
Есть и другое мнение о побудительных мотивах маркировки. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев полагает: «Перед нами не что иное, как косвенное налогообложение бизнеса».
Стоимость маркировки продукции складывается из кода маркировки, оборудования и расходных материалов на него, программного обеспечения. Фиксированная цена есть только у кода — 50 коп. без НДС. Стоимость оборудования и ПО зависят от поставщиков.
Принять к сведению
Единым оператором цифровой маркировки всех товаров с 2019 г. назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), на 50% принадлежащий миллиардеру Алишеру Усманову (оставшуюся половину делят госкорпорация Ростех и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий). Компания работает на основе государственно-частного партнерства и с марта 2019 г. взяла на себя функции, которые до этого исполняла Федеральная налоговая служба.