Покупательская способность в России падает, производители пищевого оборудования вынуждены искать новые рынки сбыта. В ходе IV форума пищевого машиностроения участники рынка обсудили проблемы отрасли.
По данным, которые озвучил заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин, за последние три года наблюдается положительная динамика в отрасли: отгрузка на внутренний рынок в 2019 г. составила 52,4 млрд руб., что на 27% больше, чем за аналогичный период 2017 г. Доля российского оборудования на внутреннем рынке составила 45%. В 2020 г. производство отрасли пищевого машиностроения ожидается на уровне 2019 г.
Экспортные поставки российского оборудования за 2019 г. выросли на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. В 2019 г. было поставлено оборудования в 82 страны на сумму 6,3 млрд руб. При этом за январь — июль 2020 г. экспорт уже достиг 7,1 млрд руб. в 75 стран.
Представитель отраслевой ассоциации напомнил, что 4 июня 2020 г. было утверждено постановление Правительства РФ № 823, согласно которому субсидии предоставляются на компенсацию скидки любого размера, с учетом соблюдения соотношения объема реализации оборудования к объему субсидии не менее 7. Объем финансирования направления в 2020 г. составил 2,5 млрд руб., из которых 1,0 млрд руб. выплачен на компенсацию скидок по договорам 2018—2019 гг. Начиная с 2021 г. планируется финансирование этого постановления в размере 2 млрд руб. ежегодно.
«Основная цель — это увеличить к 2030 г. объемы выпуска продукции пищевого машиностроения втрое и увеличить долю присутствия отечественных производителей на российском рынке», — заявила директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Мария Елкина. Однако достижению поставленных властями ориентиров мешает ряд проблем.
Как рассказал в ходе мероприятия директор по продажам ООО «Фригогласс Евразия» Андрей Ревков, представляющий компанию по выпуску холодильного оборудования, треть их продукции идет на экспорт. Покупательская способность в России падает, а мощности производства загружены лишь наполовину, отсюда стремление производителей к поиску новых рынков сбыта.
Вместе с тем участники рынка посетовали на недостаточный объем производства и высокую зависимость от импортных комплектующих. Негативное воздействие на работу сектора также оказывают устаревающий станочный парк, повышение ставок таможенных пошлин на импорт машин и оборудования и нестабильное функционирование мер господдержки.
К сведению
Международные компании увеличили инвестиции в Россию
Главный исполнительный директор компании Ernst & Young Кармайну Ди Сибио представил результаты опроса крупнейших международных компаний, работающих в России. Согласно данным, озвученным на 34-м заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) в России, иностранные холдинги направили более 15 млн долл. на поддержку пострадавших от пандемии в России.
Компании КСИИ инвестировали в Россию 185,5 млрд долл. за все время работы в стране. Сумма их накопленных инвестиций выросла, несмотря на пандемию, экономический спад и внешние ограничения. Крупный иностранный бизнес не пересматривает свои планы из-за временной нестабильности.
Стратегическая важность России для работающих здесь иностранных компаний — ключевой вывод исследования. Россию назвали одним из стратегических рынков 94% компаний КСИИ и 92% всех респондентов.
Компании планируют сохранить удаленную занятость и будут больше инвестировать в информационные технологии. 65% участников опроса сказали, что удаленная занятость в их компаниях сохранится и в будущем. При этом каждая пятая компания планирует оставить на удаленной работе более половины сотрудников. Почти половина (47%) участников опроса считают, что расходы их компаний на информационные технологии вырастут в связи с пандемией.
У регуляторной среды в России есть много сильных сторон, но, по мнению международных компаний, правила меняются слишком часто. 50% участников опроса сказали, что постоянные изменения в регулировании негативно влияют на инвестиционную привлекательность России.
Самыми проработанными областями российского законодательства иностранные инвесторы называют трудовые отношения и налогообложение. Эксперимент по использованию электронной цифровой подписи в кадровом документообороте позитивно воспринят международным бизнесом, а введение обязательной маркировки потребительской продукции, по их мнению, противоречивая новация.
Международные компании направили более 15 млн долл. на поддержку пострадавших от пандемии в России. 76% участников опроса оказывали материальную помощь медицинским, бюджетным, благотворительным или общественным организациям России в связи с пандемией. 20 компаний, которые раскрыли точную сумму затрат на поддержку, оказали помощь российским организациям. Социальная ответственность и помощь местным сообществам — неотъемлемая часть работы международных компаний в России.
Развитие в регионах — пока не самый важный приоритет, но международный бизнес высоко оценивает профессионализм региональных управленческих команд. Большинство участников опроса (53%) не планируют расширение в регионах, и только 5% компаний сказали, что собираются открыть новые региональные офисы. Несмотря на временную паузу, две трети компаний поставили властям в своем ключевом регионе оценки «хорошо» и «отлично».