Президент Владимир Путин поручил правительству проработать возможность снятия ограничения на объем долга, который могут привлечь российские регионы в 2021 г. Это позволит как-то компенсировать то, что со следующего года помощь центра провинциям сокращается.
С начала года до октября бюджеты субъектов потеряли 7% доходной части (около 500 млрд руб.). По итогам 1-го полугодия их суммарный дефицит достигал 213,7 млрд руб. Из федерального бюджета в виде трансфертов было выделено 1,003 трлн руб. — в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Как видно из уточненной бюджетной росписи Минфина, в целом по итогам 2020 г. центр направит на поддержку субъектов рекордные 1,291 трлн руб.
В 2021 г. вливания в регионы будут сокращены на 17% (на 222 млрд руб.). В 2022 г. их сократят еще на 9% (на 94 млрд руб.). На 2023 г. по проекту бюджета запланирован рост трансфертов на 1,5% (15 млрд руб.).
Однако надо продолжать жить. Об этом подумали. В поручении В. Путина по итогам заседания Госсовета 24 октября говорится, что с учетом снижения налоговых и неналоговых доходов, а также дополнительных расходов на преодоление последствий пандемии кабмину поручено разработать «критерии возможности превышения предельных показателей дефицита бюджета и объема госдолга субъектов РФ на 2021 г.».
Имеются в виду критерии, установленные соглашениями о реструктуризации задолженности субъектов перед федеральным бюджетом. Но главное — регионы могут быть освобождены от мер ответственности за нарушение этих нормативов, если оно обусловлено «снижением налоговых и неналоговых доходов и обеспечением расходов на реализацию мероприятий по преодолению последствий, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Кроме того, субъекты могут освободить от ответственности за недостижение показателей по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов.
По данным главного научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Натальи Зубаревич, по итогам 1-го полугодия у 44 регионов образовался дефицит бюджета. Н. Зубаревич обращает внимание: «Это большая редкость, поскольку обычно дефицит формируют расходы ноября и декабря, когда регионы оплачивают госконтракты. К концу года дефицит будет почти у всех».
Другие эксперты отмечают, что за январь — сентябрь госдолг регионов увеличился только на 37 млрд руб., или на 1,8%, сейчас он даже меньше, чем на начало 2019 г. (2,2 трлн руб.). Есть такое пояснение этой ситуации: фактически Минфин берет деньги в долг для регионов и не перекладывает на них его обслуживание.
При этом аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин уверен, что в дальнейшем рост регионального долга неизбежен: «Темпы роста расходной части бюджетов ряда субъектов опережают темпы роста доходной части бюджетов, несмотря на значительный объем оказанной федеральной помощи в виде трансфертов».
Резюмирует ситуацию руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов: «В целом критичность ситуации с региональными бюджетами сохраняется. Госдолг субъектов, очевидно, в целом вырастет, нельзя исключать, что в отдельных регионах ситуация будет весьма острой. Однако вряд ли федеральный центр допустит возможность каких-то дефолтов регионов или просто невыполнения ими отдельных социальных обязательств».