Падение цен на нефть и сокращение объемов ее экспорта, а также весенние локдауны приведут к снижению отечественного ВВП в нынешнем году на 4,2%, прогнозируют эксперты Счетной палаты в своем первом прогнозе. В следующем году экономика вырастет на 2,2%, а затем будет потихоньку развиваться темпами, не превышающими 2,7%. В отличие от МЭР, ожидающего экономического роста на 3,3% уже в следующем году, Счетная палата не видит весомых драйверов инвестиционной активности, которые «подхлестнут» динамику ВВП до среднемировых темпов.
Главными триггерами замедления российской экономики в текущем году, по мнению аналитиков Счетной палаты (СП), стали пике нефтяных цен и снижение объемов экспортных поставок черного золота в сочетании с ограничительными мерами, связанными с пандемией. Тем не менее развитие ситуации в отечественной экономике уже в конце II квартала и в III квартале 2020 г. оказалось заметно благоприятнее, чем это прогнозировалось ранее.
Однако относительно небольшое снижение экономики России в нынешнем году по сравнению с многими странами Европы и Северной Америки, по оценке СП, можно в определенной мере назвать статистическим феноменом. В настоящее время мы видим только первые оценки снижения ВВП как в нашей стране, так и в ряде других государств, которые еще будут неоднократно уточняться и пересматриваться. В частности, первые оценки ВВП России осуществляются Росстатом на основе данных по крупным и средним предприятиям, а полный учет динамики, в том числе сектора МСП, будет проводиться только в середине следующего года. Поскольку именно этот сектор является наиболее пострадавшим от введенных ограничений, можно ожидать, что впоследствии цифры по росту отечественного ВВП могут быть скорректированы в худшую сторону.
Эти выводы в известной мере повлияли на прогноз СП, который в целом выглядит немного более минорно, чем сценарные условия развития российской экономики, сделанные Минэкономразвития, особенно в части среднесрочной перспективы.
В своем базовом — нейтральном — сценарии СП предполагает, что основной удар по экономической активности был нанесен во II квартале текущего года. Ожидается, что в странах, где количество инфицированных постепенно снижается, больше не будут вводиться столь же строгие карантинные меры, как применявшиеся в 1-м полугодии.
В прогнозе также учитывается, что крупномасштабная фискальная поддержка, осуществляемая в большинстве стран, будет сохранена в течение остальной части года.
В отношении мирового рынка нефти эксперты СП предполагают сохранение сделки ОПЕК+ в полном объеме до конца I квартала 2022 г. После окончания сделки в 2022—2023 гг. объемы предложения нефти на мировом рынке вернутся на уровень 2019 г.
По итогам текущего года среднегодовая цена сорта Urals ожидается на уровне 42 долл. за баррель. В 2021 г. предполагается ее повышение до уровня 50 долл. за баррель, что соответствует большинству существующих на данный момент прогнозов. В 2022—2023 гг. прогнозируется стабилизация цен на нефть на уровне около 55 долл. за баррель, несмотря на прекращение действия принятых странами соглашения ОПЕК+ ограничений.
Что касается политики Центрального банка, то аналитики СП предполагают сохранение режима инфляционного таргетирования и плавающего обменного курса рубля, а также действие бюджетного правила в части, определяющей операции на валютном рынке в интересах Минфина по покупке валюты для пополнения Фонда национального благосостояния, поскольку цены на нефть на всем рассматриваемом периоде остаются выше базовой цены.
В этих условиях уровень обменного курса рубля к доллару США и другим валютам будет стремиться к фундаментально обоснованному равновесному показателю (69,2 в текущем году, 69,7 — в 2021 г., 68,4 — в 2022 г., 68,4 — в 2023 г.).
Ключевая процентная ставка Банка России, согласно прогнозу СП, останется на протяжении всего периода на уровне 4—4,25%, денежно-кредитная политика останется мягкой, поскольку баланс определяющих инфляцию факторов оказывает более сильное влияние в сторону нахождения инфляции ниже таргета, а темпы экономического роста остаются умеренными.
На этом фоне российский ВВП, по оценке экспертов СП, сократится в 2020 г. на 4,2%, что лишь на 0,3 п.п. ниже показателя, который предполагается в прогнозе Минэкономразвития.
В следующем году темпы прироста ВВП России составят всего 2,2%, то есть аналитики СП не предполагают быстрого роста экономики в 2021 г. за счет «эффекта базы» (низкого уровня 2020 г.) и восстановительных тенденций, которые будут характерны для большинства зарубежных стран. Это объясняется относительно неглубоким падением ВВП России в текущем году и тем, что восстановление потребительского спроса и деловой активности в значительной мере произошло во 2-м полугодии 2020 г.
В 2022—2023 гг. темпы прироста отечественного ВВП несколько повышаются, до 2,5—2,7% в год, что соответствует предположениям о положительном влиянии на экономику России вернувшихся к докризисным показателям темпов роста мировой экономики и повышении цен на нефть до близкого к среднему многолетнему уровню. На уровень 2019 г. экономика России возвращается в 2022 г.
Важная деталь: темпы роста российского ВВП, в соответствии с прогнозом СП, остаются заметно ниже трехпроцентного уровня и динамики мировой экономики, которые определены в качестве целевых ориентиров в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» и в Общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
«На данный момент у нас нет информации о дополнительных структурных мерах, которые могли бы обеспечить ускорение темпов роста российской экономики в период до 2023 г., а проект федерального бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022—2023 гг. предполагает возвращение к политике фискальной консолидации с 2021 г. после расширения доли бюджета в ВВП в 2020 г. за счет антикризисных мер, — комментируют ситуацию авторы прогноза СП. — В результате темпы роста инвестиций в основной капитал в реальном выражении в 2021—2023 гг. оцениваются нами в 2,5—4% в год, что явно недостаточно для заметного повышения структурных темпов роста выше 1,5% в год».
Для ускорения структурных темпов роста отечественной экономики необходимо увеличение бюджетных расходов в направления, обеспечивающие качество роста и его устойчивость в долгосрочной перспективе (образование, здравоохранение, инфраструктура). Также важно снижение издержек для осуществления инвестиций, внедрения новых технологий и выхода на внешние рынки для частного бизнеса (пересмотр принципов контрольно-надзорной деятельности и взаимодействия государства с бизнесом, снижение затрат на ведение внешнеэкономической деятельности, понижение налогов на труд).
Ключевые показатели прогноза развития России на 2020—2023 гг.
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||||
СП |
МЭР |
СП |
МЭР |
СП |
МЭР |
СП |
МЭР |
|
ВВП |
–4,2 |
–3,9 |
2,2 |
3,3 |
2,7 |
3,3 |
2,5 |
3,0 |
Инвестиции в основной капитал |
–4,5 |
–6,6 |
2,5 |
3,9 |
3,5 |
5,3 |
4,0 |
5,1 |
Реальные доходы населения |
–2,3 |
–3,0 |
2,0 |
3,0 |
2,0 |
2,4 |
2,0 |
2,5 |
Источники: СП, МЭР