Проведенный Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ очередной квартальный Опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив российской экономики в 2020—2021 гг. и далее до 2026 г. не выявил значимых отклонений от предыдущих результатов.
В сравнении с предыдущим опросом, который проводился в середине августа, консенсус-прогнозы годовых темпов прироста ВВП изменились незначительно: в текущем году теперь ожидается падение реального ВВП на 4,0% (было 4,2%), в следующем году — его восстановительный рост на 2,7% (было 3,1%, и это самая значительная корректировка консенсус-прогноза). С 2022 г. российская экономика, согласно консенсус-прогнозу, выйдет на траекторию долгосрочного прироста 2,0—2,3% в год (этот темп давно рассматривается большинством экспертного сообщества как наиболее адекватная оценка потенциального роста ВВП России).
Прогнозы по росту потребительских цен тоже изменились незначительно, не больше чем на 0,1 п.п. В 2021 г. ожидается замедление инфляции до 3,6%, после чего она незначительно ускорится, но не превысив инфляционного таргета Банка России (4%). «При этом нельзя не обратить внимания, что консенсус-прогноз допускает снижение ключевой ставки Банка России еще на 0,25 п.п. до конца 2020 г., — отмечает эксперт ЦР НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. — Это означает, что ускорение инфляции сейчас вообще не рассматривается экспертами в качестве существенного риска. В последующие годы эксперты ожидают некоторого увеличения инфляционных рисков и постепенного повышения ключевой ставки на 0,25—0,75 п.п.».
Соблюдение основными игроками соглашения в рамках ОПЕК+ привело к тому, что прогнозы цен на нефть марки Urals также изменились незначительно: на 2020 г. — около 41 долл./барр., после этого — постепенное повышение до 52 долл./барр. Курс рубля ожидается фактически стабильным: 73—78 руб./долл., несколько выше текущего уровня. «Иными словами, — поясняет аналитик ЦР, — эксперты видят потенциал для укрепления, а не для ослабления рубля».
Первым кварталом заметного роста, согласно консенсус-прогнозу, станет II квартал 2021 г., когда решающую роль сыграет эффект базы.