Коронавирусный кризис привел к спаду экономики в большинстве регионов России. Промышленное производство сократилось, в первую очередь в субъектах Федерации с добывающей индустрией и развитым автопромом. В большинстве федеральных округов сжались денежные доходы граждан и поступления от налогов в местные бюджеты. При этом эксперты отмечают снижение прозрачности распределения средств федеральной помощи.
При общероссийском спаде промпроизводства за январь — август 2020 г. на 5%, по оценке экспертов РАНХиГС, гораздо существенней (на 9—12%) сократился объем выпуска в регионах добычи экспортного сырья (Якутии, Красноярском крае, Ненецком АО, Ханты-Мансийском АО), субъектах Федерации с развитым автопромом и судостроением (Калининградской, Нижегородской, Ульяновской областях, Приморском крае).
Восстановительный рост розничной торговли после снятия карантинных ограничений уже в июле — августе затормозился, и в сентябре динамика товарооборота была отрицательной (–3%).
Сокращение объема платных услуг оказалось значительно более сильным, чем сокращение объема торговли. В августе оно составило 19%, в сентябре — 12%. За январь — август платные услуги снизились на 20%, в том числе в Москве — на 30%. Самый сильный кризисный удар получили крупнейшие города, в которых платные услуги в наибольшей степени развиты.
Основной причиной сокращения в розничной торговле и сфере услуг стало падение потребительского спроса, вызванное снижением доходов населения. Во II квартале 2020 г. они уменьшились на 8%. Среднедушевые денежные доходы населения снизились, по данным Росстата, во всех федеральных округах, кроме одного — Сибирского ФО.
«Влияние кризиса на региональные рынки труда было и привычным, и необычным, — отмечает г.н.с. РАНХиГС Наталья Зубаревич. — Во II квартале 2020 г., по сравнению с первым, на две трети выросла неполная занятость — до 6,3% от списочной численности работников крупных и средних предприятий. Это обычный для России способ снижения издержек путем сокращения заработной платы. Однако в нынешнем году в режим неполной занятости были переведены не только работники промышленных предприятий, но и занятые в секторе рыночных услуг.
Самый значительный рост и максимальный уровень неполной занятости — в республиках Крым и Якутия, Санкт-Петербурге и Москве, Пермском крае, Самарской, Калужской, Нижегородской и Московской областях (9—13%)».
Необычным был стремительный рост зарегистрированной безработицы — в 5,5 раза с начала марта по конец августа 2020 г. (с 1 до 4,8%). В субъектах Федерации с минимальным докризисным уровнем зарегистрированной безработицы (Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане) рост был еще сильнее — в 6—7 раз. Это следствие решений федеральных властей о повышении пособий по безработице до прожиточного минимума и упрощении процедуры регистрации в службах занятости в рамках антикризисной политики. По мнению аналитиков РАНХиГС, значительную часть зарегистрировавшихся в службах занятости граждан составляют те, кто до кризиса был занят в неформальной экономике.
Бюджеты регионов также сильно пострадали от кризиса, в апреле — июне 2020 г. их собственные (налоговые и неналоговые) доходы сократились на 567 млрд руб. по сравнению с тем же периодом 2019 г., или на 20%. Хуже всего была динамика налога на прибыль (–18%), поскольку основными его плательщиками являются крупные экспортные компании, а они столкнулись со спадом спроса и цен на продукцию. Налог на малый бизнес (на совокупный доход) снизился на 10%, на имущество — на 5%.
Федеральные власти оказали существенную поддержку регионам, за январь — август объем трансфертов (безвозмездной помощи) вырос на 785 млрд руб., или на 58% к тому же периоду 2019 г. Это самые большие темпы роста помощи регионам за все двадцать лет. Выделяемые по специальной формуле дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличились несущественно (на 6%). Однако другие дотации, которые можно выдавать без формальных правил, выросли в 3,5 раза и почти сравнялись по объему с дотациями на выравнивание. Вдвое вырос объем субсидий, они выделяются на конкретные цели, в основном по национальным проектам. Это целевые средства, которые регион обязан софинансировать, иначе субсидии придется возвращать. В 1,5 раза выросли прочие межбюджетные трансферты.
Одним из основных принципов выделения помощи стало предоставление средств самым богатым регионам по минимуму, поскольку они должны были справляться сами. Так, в Москве выпадающие доходы бюджета за январь — август 2020 г. составили 95 млрд руб. по сравнению с тем же периодом 2019 г., а дополнительные трансферты — только 12 млрд руб. В Тюменской области соотношение выпадающих доходов бюджета и дополнительных трансфертов — 48 млрд и 5 млрд руб., в ЯНАО — 42 млрд и 5 млрд руб., в Санкт-Петербурге — 26 млрд и 6 млрд руб., в Татарстане — 34 млрд и 24 млрд руб.
Однако среди регионов, в которых потери собственных доходов бюджетов не были полностью компенсированы федеральной помощью, есть и небогатые — Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Астраханская, Кемеровская области, Краснодарский и Пермский край. «На вопрос, почему им помогли меньше, ответить сложно, — комментирует ситуацию Н. Зубаревич. — Как и на вопрос, почему так основательно добавили трансфертов Чечне (14 млрд руб.), хотя собственные доходы Республики не падали, или Дагестану (20 млрд руб.), хотя он недополучил только 2 млрд руб. собственных доходов. Прозрачность и обоснованность принятия решений о поддержке регионов в коронавирусный кризис явно снизились».
Расходы бюджетов регионов за январь — август выросли на 18%. Сильнее всего они увеличились на здравоохранение, особенно в Москве — почти в 2,5 раза, в остальных регионах, без учета столицы, рост был меньше — они повысились на 2/3. Первопрестольная потратила дополнительно более 200 млрд руб. на здравоохранение из своего бюджета, чтобы противостоять пандемии. У других регионов таких возможностей не было. Для сравнения: Санкт-Петербург нарастил расходы на здравоохранение только на 22 млрд руб., или на 47%.
Дисбаланс динамики доходов и расходов привел к дефициту бюджета у многих регионов. В январе — августе его имели 35 субъектов Федерации (за тот же период 2019 г. — только 13). Самый большой дефицит — у Архангельской области (16% от доходов), Ненецкого АО, Кемеровской области и Республики Коми (11—13%), Москвы и Московской области (8—9%). И если столица и Московская область могут занять на рынке относительно дешево, то для остальных регионов возможности заимствований ограничены. Если федеральный центр не увеличит трансферты субъектам РФ в конце года, то по итогам 2020 г., по оценкам РАНХиГС, количество регионов с дефицитом бюджета значительно вырастет.
Среднедушевые денежные доходы населения в федеральных округах, руб.
Федеральный округ |
II квартал |
|
2019 г. |
2020 г. |
|
ЦФО |
46 830 |
45 120 |
СЗФО |
37 406 |
37 271 |
ЮФО |
28 359 |
25 893 |
СКФО |
22 890 |
20 722 |
ПФО |
28 158 |
26 389 |
УФО |
37 590 |
36 610 |
СФО |
26 980 |
27 026 |
ДВФО |
37 233 |
36 814 |
Источник: Росстат