По данным Минсельхоза, экспорт мяса за девять месяцев 2020 г. показал значительный рост — на рынки зарубежных стран поставлено мяса и субпродуктов на сумму 610 млн долл., что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост в первую очередь обусловлен динамикой поставок в Китай. В частности, российские компании с января по октябрь этого года увеличили в 2,8 раза поставки мяса птицы на китайский рынок по сравнению с таким же периодом прошлого года.
В агропромышленном ведомстве считают, что в регионах страны уже сформирован положительный опыт работы в условиях распространения коронавирусной инфекции. Это позволило обеспечить бесперебойную работу предприятий АПК и сохранить набранные темпы роста производства, в том числе продукции животноводства. За девять месяцев 2020 г. производство скота и птицы составило 10,9 млн т, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2019 г.
Российские предприятия смогли увеличить не только выпуск, но и экспорт продукции. За границу было поставлено мяса и субпродуктов на сумму 610 млн долл., что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В пятерку основных покупателей российского мяса входит Китай, который в 2020 г. импортировал продукции на сумму 235 млн долл. — в 3,9 раза больше, чем в 2019 г.
На втором месте — Вьетнам, нарастивший закупки в 3,8 раза до 92 млн долл. Третье место занимает Украина, которая приобрела российского мяса на 80 млн долл. (+14%). Экспорт в Гонконг вырос в 2,1 раза до 47 млн долл., в Казахстан — до 35 млн долл. (+48%).
Основная доля в общем объеме экспорта в данном сегменте приходится на поставки мяса птицы, которые увеличились до 317 млн долл. (+71%). Рост в первую очередь обусловлен динамикой поставок в Китай. За январь — сентябрь 2020 г. экспорт мяса птицы в КНР увеличился до 113 тыс. т, в денежном выражении в 3,5 раза до 208 млн долл. На КНР приходится около 65% всего российского экспорта мяса птицы.
Экспорт российской свинины и субпродуктов за девять месяцев текущего года показал более чем двукратный рост, достигнув 131 тыс. т в физическом выражении и 219 млн долл. в денежном. Позитивная динамика наблюдается по всем основным направлениям поставок. Благодаря открытию рынка Вьетнама в ноябре 2019 г., российским компаниям удалось поставить на рынки этой страны свинину на сумму 86 млн долл.
В 2020 г. Россия поставила на зарубежные рынки 9,4 тыс. т говядины стоимостью 48 млн долл., что в 2,9 раза больше, чем в 2019 г. Лидером среди покупателей российской говядины является Китай, доступ на рынок которого был открыт в середине января. За девять месяцев текущего года в КНР экспортировано более 5 тыс. т российской говядины стоимостью 25 млн долл.
По данным Министерства коммерции КНР, импорт мяса Китаем достиг рекордных показателей за первые три квартала года в связи с ростом спроса на национальном рынке. С января по сентябрь текущего года общий импорт мяса взлетел на 72% в годовом исчислении, достигнув 7,41 млн т.
В денежном эквиваленте импорт мяса достиг объема 23,1 млрд долл. за первые девять месяцев года, что на 83% больше в годовом исчислении и является абсолютным историческим рекордом. Увеличение потребления мяса Китаем связано с ростом численности населения и политикой стимуляции импорта, которая дает внушительные бизнес-возможности для мировых производителей мяса в будущем.
В целом с начала года российский экспорт продукции АПК в Китай вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 10 месяцев в КНР отгружено более 3,7 млн т продовольственных товаров на сумму 3,2 млрд долл. На долю страны приходится 14% от общего объема всех поставок отечественного АПК за рубеж.
Помимо мясной отрасли прирост обеспечило наращивание экспорта масложировой продукции. Так, Китай стал лидером среди импортеров российского подсолнечного масла, поставки которого увеличились в 2,2 раза до 447 млн долл. Продажи соевого масла выросли в 1,8 раза до 213 млн долл., рапсового — на 30% до 179 млн долл.